БолероМосковский Симфонический Оркестр, дирижер Вероника Дударова
Болеро (исп. Bolero) Мориса Равеля — произведение для оркестра, первоначально задуманное как музыка для балетной постановки. Было написано в 1928 году и впервые исполнено 22 ноября 1928 года в парижской «Гранд-Опера», в ходе вечера балерины Иды Рубинштейн; оркестром дирижировал Вальтер Страрам. Как отмечает Александр Майкапар, «Болеро» приобрело особую популярность из-за «гипнотического воздействия неизменной множество раз повторяющейся ритмической фигуры, на фоне которой две темы также проводятся много раз, демонстрируя необычайный рост эмоционального напряжения и вводя в звучание всё новые и новые инструменты».
Длительность звучания «Болеро» составляет около 15 минут, хотя при исполнении в постоянном темпе, без ускорения, как этого требовал композитор, может достигать и 18 минут.
Bolero — произведение написано Равелем для большого оркестра:
Деревянные: две флейты, флейта-пикколо, два гобоя, гобой д’амур, английский рожок, кларнет-пикколо (в строе E-flat), два кларнета (в строе B-flat), бас-кларнет, два фагота, контрафагот, три саксофона (сопранино (в строе Fa), сопрано (в строе B-flat) и тенор (в строе B-flat));
Медные: четыре валторны, труба-пикколо (в строе D), три трубы, три тромбона, туба;
Ударные: литавры, два малых барабана, турецкий барабан,тарелки, гонг, челеста;
Вальс, хореографическая поэма.Европа в самом начале 20го века... Расцвет культуры, науки, во всех сферах жизни. Европа блестает... Вальс Штрауса, как символ прекрасной жизни, самых высокий достижений человечества... Но общество, внешне бесзаботно купающиеся в роскоши, полно тревожных предчувствий - предчувствий войны. И война наступила. Она, как страшное, жестокое существо, для которого противоестественно чувство сострадания, одним движением уничтожает всё самое прекрасное своей грубой, уродливой рукой.
Тема известного вальса Штрауса, использованная здесь Равелем, - образ самой Европы перед Первой мировой войной. В начале тема как-бы выступает из тумана воспоминаний, затем всё ярче и роскошнее звучит в развитии, в оркестре блестает медь. Напряжённые интонации вступления, проникающие в разные разделы, - тревожные предчувствия, омрачающие праздничную атмосферу. Итог - неслыханно дерзкое разрушение темы вальса, её буд-то трепает страшная сила, искажает, уродует её. Конец Вальса - результат войны, её ужасный исход. Европа в руинах...