- Часть 1 Пункт 1 История дизайна
История дизайна
Согласно одной из теории зарождения дизайна, дизайн появился еще в Древнем мире. А весь период развития дизайна можно разделить на 3 части:
1 Доиндустриальные цивилизации.
В этот период мы еще не можем говорить о существовании проектной деятельности как самостоятельного вида творчества, так как проектирование и производство на этом этапе развития слиты воедино. Первые теории о соотнесении красоты и пользы принадлежат древнегреческим ученым Сократу, Аристиппу, Протагору, Платону, Аристотелю. Ремесленники и художники Древнего Египта, Античной Греции и Рима, Средних веков, эпохи Возрождения обладали умением наиболее удачно приспособить объект к предназначенной ем функции, выбрав для этого соответствующий материал, форму, способ производства. А это является отличительными признаками так называемого «дизайнерского мышления».
Слово «design» появилось в XVI веке и однозначно употреблялось во всей Европе. Слово "дизайн" впервые упомянул в одной из своих работ итальянец К. В. Скьер. Итальянское выражение «designo intero» означало рожденную у художника и внушенную Богом идею — концепцию произведения искусства. Оксфордский словарь 1588 года дает следующую интерпретацию этого слова: «задуманный человеком план или схема чего-то, что будет реализовано, первый набросок будущего произведения искусства».
Наиболее известные деятели данного периода: Герон Александрийский, Леонардо да Винчи, Жоффруа Тори , Готфрид Лейбниц, Павел Флоренский и др.
- Часть 1 Пункт 2 Зарождение Дизайна
2 Зарождение дизайна как новой творческой профессии. XIX - начало XX в.
Практика раннего дизайна была весьма примитивной. Функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались инженеры, дизайнеры же отвечали лишь за ее эстетический вид. Не понимая, что механизация производства ведет к решительному разрыву с прошлым, дизайнеры лишь имитировали в образцах массовой продукции форму, стиль и материалы, свойственные традиционным изделиям ручного труда. Первые образцы промышленных изделий были далеко не совершенными и уступали качеством продукции мануфактурного и ремесленного производства, обладающего опытом и традициями, накопленными веками, секретами, передаваемыми из поколения в поколение.
Большой клад в развитие дизайна внесли всемирные промышленные выставки, на которых технические изделия подобно произведениям искусства впервые были представлены на всеобщее обозрение как экспонаты. Возникает большое количество специальных журналов: «Pan»(1895), «Dekorative Kunst» (1897), «Deutsche Kunst und Decoration» (1897), «Kunst und Handwerk» (1898), «Innendekoration» (1890). В этот период возникают первые теории дизайна и знаменитые школы дизайна: немецкий БАУХАУС и советский ВХУТЕМАС.
Наиболее известные деятели данного периода: Готфрид Земпер, Джон Рескин, Уильям Моррис, Уолтер Крейн, Петер Беренс, Герман Мутезиус, Анри Ван де Вельде, Франц Рело, Чарльз Макинтош, И.И. Ползунов, И.П. Кулибин, В.Г. Шухов, А.С. Попов, А. Родченко, В. Маяковский и др.
© Мария Корзина, Макс Надеев, Ольга Кузенкова, Семён Еремеев.
- Часть 1 Пункт 3 Современный Период
3 Современный период. Развитие дизайна в 20 в.
С начала 20 в. Значительно ускорился темп развития, технический прогресс привел в наш дом электрические приборы, средства транспорта и связи, электронно-вычислительную технику. Теперь дизайнеру необходимо обладать одновременно развитым художественным мышлением и рациональным проектным мышлением, изучать закономерности предметного формообразования, вдаваясь в область инженерной и конструкторской деятельности.
Современное представление о дизайне в цивилизованном мире рассматривается гораздо шире, чем прежде. Известный американский дизайнер в области рекламы Максиме Виньелли (Massimo Vignelli) воскликнул: «Дизайн всеобщ!» И действительно, в любой области созидательной деятельности человека, будь то искусство, строительство или политика мы сталкиваемся с понятием дизайна.
Современное определение дизайна
Дизайн является созидательной творческой деятельностью, цель которой состоит в том, чтобы создать многогранные качества объектов, процессов, услуг и их систем в полных жизненных циклах. Поэтому дизайн является главной движущей силой новаторской гуманизации технологий и решающим фактором культурного и экономического обмена.
Термин дизайнер относится к тому или иному лицу, которое участвует в интеллектуальной профессии, а не просто в торговле или услуге для предприятий.
© Мария Корзина, Макс Надеев, Ольга Кузенкова, Семён Еремеев.
- Часть 2 Классификация дизайна
Классификация дизайна
Условно дизайн можно разделить на 4 направления
Индустриальный дизайн представляет основную группу в сфере приложения труда дизайнера, отсюда берет начало дизайн как «индустриальная эстетика». Первостепенное место в деятельности индустриального дизайнера занимают орудия труда и механизмы. Сюда же можно отнести продукцию станко- и машиностроения, средства транспорта и оружие.
Дизайн среды
В современной дизайнерской деятельности всё большее распространение получает дизайн архитектурной среды, который подразделяют на дизайн интерьеров и дизайн внешней архитектурной среды.
Дизайн интерьеров включает интерьеры и оборудование общественных помещений, жилых пространств и интерьеры производственных зданий. Каждый из этих типов пространств имеет свои особенности и определяет свой круг профессиональных задач и проектных методов их решения.
Графический дизайн
Старейшая и одна из наиболее распространенных областей дизайнерской деятельности является графический дизайн. К нему относятся и искусство оформления книги, рекламно-информационного проспекта, буклета, плаката, промышленная графика и упаковка, разработка этикетки и торговых марок, фирменных знаков и шрифтовых гарнитур, рекламной продукции на щитах и фасадах в городе. Сегодня к традиционной работе дизайнера-графика добавилась работа со сложными графическими системами, становящиеся основой фирменного стиля предприятия, визуальными коммуникациями в интерьерах и городской среде.
- Часть 3 Основы теории дизайна
Основы теории дизайна. (видео с девочкой)
Дизайн – это междисциплинарная деятельность. В основе теории дизайна лежит целый комплекс наук:
• Теория искусства и техническая эстетика. Теория искусства включает в себя теорию и историю искусства, художественную критику и теорию освоения мира по законам красоты промышленными средствами. Техническая эстетика - это теория дизайна и теория освоения мира по законам красоты промышленными средствами, обобщение опыта проектирования, индустриального воплощения, полезных и красивых орудий труда, станков, машин, вещей и предметов, сочетающих в себе утилитарные и эстетические качества.
• Эргономика - отрасль науки, которая изучает движения человеческого тела во время работы, затраты энергии и производительность конкретного труда человека.
• Теория систем - общенаучная теория, которая выступает связующим звеном между философией и другими науками. Объект исследования теории систем - сложные системы.
• Теория управления - наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами.
• Теория принятия решений - дисциплина, изучающая процессы принятия решений и методы, которые используют управленцы, чтобы делать оптимальный выбор в ситуациях с высоким уровнем неопределенности и риска.
- Часть 5 Дизайн сегодня
Сегодня работа дизайнера невозможна без информационных инструментов, а профессия ИТ-дизайнера является очень актуальной.
Для того, чтобы сделать правильный выбор инструмента необходимо знать форматы графических файлов.
Форматы графических файлов делят на 2 типа (картинка с листиками)
Векторные форматы – представляют из себя математическое описание объектов относительно точки начала координат
Растровые форматы - представляют из себя прямоугольную матрицу, разделенную на маленькие квадратики - пикселы.
Приведем примеры некоторых программных продуктов, работающих с векторной графикой.
- Часть 6 Подробнее о профессии дизайнер
А теперь подробнее о самой профессии ИТ-дизайнера
Обязанности напрямую зависят от того, в какой сфере и в какой компании работает ИТ-дизайнер, но можно выделить несколько основных:
• анализ потребностей клиента;
• разработка идеи и концепции;
• подготовка эскизов, макетов, схем, диаграмм и т.д;
• согласование с клиентом промежуточных результатов работы, при необходимости изменение концепции с учетом его пожеланий;
• воплощение проекта в жизнь