- Ассоль, корабельная или 20 лет спустя
Изумленный, растерянный, убранный кружевом пены
За кормой расплывается медленно берег Коперны,
И, сияющим взглядом сияние взгляда встречая
Я как будто вступаю в преддверие вечного рая.
Двадцать лет, вспоминая волшебную эту картину,
Я ночами гляжу на храпящего рядом мужчину,
И пытаясь бороться с обидой и глупой досадой
- Детство
Маленькой девочке очень не хочется
Спать – но ругается мама усталая.
Манная каша никак не закончится,
Кукла Наташа совсем уже старая.
Кукла Наташа фарфороголовая
Смотрит так нежно, так верно откуда-то
Издалека – и мое бестолковое
Детство всплывает, смывая запруды. Так
- Если нам повезет...
Взвилась кострами синяя ночь,
Будильником взвилась тишина.
Никто и ничем не сможет помочь
Насильственно лишенному сна.
Так вставай, поднимайся, рабочий народ,
Взашей гони замшелую лень,
И если нам с тобой повезет,
То мы переживем этот день.
- Если нам с тобой повезёт...
Взвилась кострами синяя ночь
Будильником взвилась тишина
Никто и ничем не сможет помочь Насильственно лишенному сна
Так вставай, поднимайся рабочий народ
Взашей гони замшелую лень
И если нам с тобой повезёт
То мы переживём этот день!
- Как ни бейся, как ни бойся проиграть
Как ни бейся, как бойся проиграть,
Все равно тебе придется выбирать.
Между строем и толпою,
Между светом и покоем,
Нас качается отчаянная рать.
Это муторное время не про нас,
Вот и лопается встроенный компас,
- Летняя рапсодия
Лето мерцало, плакало , пело
Делало с нами все, что хотело,
Тонкой свечою, пламенем ярким
Лето сгорело, стало огарком
Лето, стелившее ночь к изголовью,
Ночь, напоенную то ли любовью,
То ли безумной, бездумной тоскою,
- Мне нечего тебе сказать
Мне нечего тебе сказать.
Я ошалела от тщеты:
Достать, догнать, купить, прибрать,
И так – до полной немоты.
До сытой пустоты ночей,
Привычной чистоты жилья.
Отращивания ногтей,
Выращивание детей,
- Мотылёк
Я читаю твое письмо и смотрю в окно.
За окном проливной июнь, за окном темно.
И качается свет бессонного ночника
Над листом бумаги, как крылышко мотылька.
А ты пишешь мне про белую ночь,
Про меня в ночи, про совсем не прочь,
Про любить и ноныче и тогда,
- Ни о чём, кроме...
Ничего не говори. Просто
Протяни через беду руку,
Просто сердце отвори гостю,
Осторожному его стуку.
Зимней ночью одному страшно,
Верить снежному нельзя царству,
И не важно, чья вина, важно
- О бренности
Стреляли не в тебя. Но пуля - дура.
Она летит, себя воображая
То звонкою стрелой, то вольным ветром,
То бабочкой, порхающей над лужей,
То птицей, быстрокрылой и беспечной...
И только на излете, налетая
На теплое, кричащее, живое,
- Обычное дело
Обидно, конечно, но впрочем, обычное дело
Вернуться с работы под утро и прямо с порога
Поцапаться в хлам со своей половиной дебелой
И дверью шарахнув, уйти, не подумав немного.
Обшарить карманы, считая гроши торопливо,
И видя, что хватит, рвануть прямиком к магазину,
Нацелясь на пару бутылок дешевого пива,
Но прямо у дома попасть прямиком под машину.
- Паяц
Старый, седой паяц, экс-королевский шут
Грузно бредет в кабак сумеречной порой.
Дремлет парадный плац, гулко куранты бьют,
Девочку за пятак щупает часовой.
Ах, как он был хорош в бархате и шелках!
В складках одежд едва звякали бубенцы.
Пусть не во всем пригож – дам возбуждает страх,
- письмо четвертое
Мой милый друг, мой друг неблизкий, я повторяюсь. Ну и что ж! В глуши моей карело-финской другой забавы не найдешь, как к Вам писать. Еще не зная, какую тему разовью, я чую, чую дежавю, слова на вкус перебирая. Почти почившие в забвенье (забей, наплюй и разотри), всплывают чудные мгновенья из памяти – одно, два, три, двенадцать, триста двадцать восемь – я помню все наперечет. А лето медленно течет, все более склоняясь в осень, и я все более клонюсь к сарказму, пусть и с неохотой, пусть и борюсь еще, борюсь с собой, ищу высокой ноты, но вряд ли отыщу уже.
Комар гудит на вираже и мессером заходит с тыла. Шлепок – и нету комара. Любовь прекрасная уныло во мне шевелится с утра, к обеду просится наружу, а ввечеру – простыл и след, а мне и времени-то нет ее искать. Чего уж хуже – в тоске-печали вечерять, вперяя взор в блокнот заветный, и с ужасом осознавать, что и не сладок плод запретный, и не волнуется душа, и сердце – нет, не кровоточит… Уж дело мало-мало к ночи, а не наплакалось стишат, не излилось строки звенящей и трепетной из-под пера. От скуки в тишине зудящей охочусь я на комара, оставив светлый образ Ваш.
Возможно, виноват пейзаж. Все то же небо, то же поле и то же озеро вдали, и ветер в бархатном камзоле гоняет тучи-корабли из края в край, и преют травы на позаброшенных лугах, и время прячется в стогах, и лезет леший из канавы, и убегает в темный лес, где, претворяясь каменюкой, спит дух, владетель здешних мест и греет лысину гадюкой. Все те же ягоды, грибы, компоты, джемы, маринады, и в цветуёчках палисады, и плен натопленной избы, и та же лень, и та же нега, неприхотливый дачный быт, и в воду весело с разбега, и в небо с песнею навзрыд… Вокруг все та же красота, что и всегда.
Но я не та. Мне скучно, бес - но без томленья весны и розовых соплей. Не бередят мои мученья воспоминанья прежних дней, увы! Я так была бы рада живописать былую страсть, но вот досадная напасть – свели коня у конокрада. От нежной муки клонит в сон, от песен сердца вянут уши, и как-то побоку, влюблен в меня предмет иль равнодушен ко мне – я знаю наперед, что может быть, а что случится… зачем познавшей ветра птице просить у неба самолет? На что красавице клобук, к чему доярке Северянин? Моя отрава, мой недуг звучат во мне без липкой дряни весьма сомнительных страстей.
- письмо шестое
Что ж, пора, наверное, ставить крест. Пустота такая, что всякий жест оставляет привкус прокислых щей, и досадней юношеских прыщей этот вздор, эти пышные словеса, эта память вздоха на волосах, на затылке, этот чужой задор, и призывный взгляд, и немой укор, и холодный кофе – та еще дрянь, и зачем я встала в такую рань?..
Брезжит утро - в тучах и клеверах. Здесь у нас, на простуженных северах, под конец июля почти всегда пахнет осенью, и течет вода с прохудившихся навсегда небес, снизу вверх чернеет и мокнет лес, и в канаве, шелковый пух суча, вездесущий колышется иван-чай. И недобрый ветер, и полусвет, и в сенях развешенный сухоцвет.
Это было славно – болеть тобой, ведь бумага стерпит надрыв любой, ведь ни дня без ласкового письма... Я любила многих и всех весьма, но недолго - честно сказать, пока заплеталась нежностями строка и томился страстью неловкий стих. Я забуду тебя, как забыла их, потому как перевелись слова. На дворе трава, на траве дрова.
На дровах унылый полиэтилен. Горизонт печален без перемен, и торчит осина, как перст судьбы. Домочадцы чапают по грибы, надевают куртки и сапоги, чайный пух выписывает круги над дорогой. Изредка из-за туч выползает бледный осенний луч и обратно прячется второпях, как птенец в черемуховых ветвях.
- Посвящение Э. Седергран
Принцесса позволяла ласкать себя вечерами,
Но ласкавший ее утолял только свой голод,
А ее тоска, как пушистая мимоза,
Оставалась маленькой сказкой одиночества.
"Принцесса"
Э. Седергран
Она позволяла ночами ласкать себя,
- Превратности кочевой жизни
Стоило ль, годы гоня, уходить от погони,
Мокнуть по грязным дорогам имперских провинций,
Клясться в любви престрелой трактирной матроне,
Чтобы в объятьях ее ненадолго забыться -
В кои то веки - на теплдой и чистой постели,
Стоило ль вызов бросать всемогущим и грозным
(Впрочем, таким малодушным и жалким на деле)
- Суббота-блюз
Дай руку, сядь рядом, Прочь скуку смой взглядом. Без злости, без лести – Ты ноныче гость мой По праву, по чести. Как вздорно мы жили – То штормы, то штили! Не зная субботы, Покоя не зная, Все ждали чего-то. Но, встретив, попутал Нас ветер попутный, И вышло так славно, Мой баловень пришлый, Мой помысел давний. Стань братом, стань мужем, Встань рядом, мне нужен Твой голос негромкий, Чтоб боль раскололась И вышли осколки. Чтоб с мясом, чтоб с кровью, Чтоб разом залить любовью Все наши заботы Из трапезной чаши Священной субботы.
- Сюжет
Если завтра будет дождь
Проливной стучать по крыше,
Я, наверно, не услышу,
Как несмело ты войдешь
В дом, опутанный дождя
Бесконечной канителью,
Как, обидевшись смертельно,
Хлопнешь дверью, уходя,
- Треугольник
В этом доме замок уничтожен, как класс :
Приходи и входи, без звонка и без стука.
Вот, казалось бы, проще простого наука,
Но ее ты осилить попробуй хоть раз.
Что, казалось бы, проще - подняться наверх
По заплеванной лестнице старого дома,
Огибая бойницы оконных проемов,
- Ты живешь в уездном городе ...
Ты живешь в уездном городе N,
В старомодном доме возле реки,
Где весной так славно цветет сирень,
А зимой сугробы так глубоки.
Равнодушен к шуму душных столиц,
К перелетной славе, пустой молве,
Ведь в саду твоем сладкозвучных птиц
Больше, чем и в Питере и в Москве.