Загадки личности и творчества П.И.ЧайковскогоПолина Вайдман: "Музыка Чайковского охватывает всю жизнь человека, все моменты человеческой жизни: рождение, детство, юность человека, взросление, поиск нравственных идеалов, философских смыслов, поиски миропонимания, осознания себя в мире… и смерть. То есть, что человеку свойственно ощущать, понимать и переживать, всё-всё это преломлено сквозь душу Чайковского и претворено в музыку. Чайковского называют часто «клинским отшельником». И это верно отчасти. Как верно и то, что Чайковский был открыт жизни, интересовался событиями социальными и политическими, принимал в своих клинских домах не только друзей, но и жителей Клинского уезда. В музее хранится шесть тысяч писем, которые получил и прочитал в своей жизни Чайковский, и ещё шесть тысяч – ответов Чайковского на письма. Музыка Чайковского, как и его жизнь, необычайно сердечна и потому захватывает сокровенные человеческие струны.. И потому, кто бы не попадал в мир музыкальных образов Чайковского, он оказывается в его плену.
Достоевский, говоря о русском человеке, отмечал его всемирную отзывчивость. И вот музыка Чайковского – всемирна. Чайковский – композитор чаще всего исполняемый в мире. Сама интонация, мелос Чайковского связан с мелосом художественных слоев не только русской культуры, но и мировой культуры. Вы послушайте увертюру к «Лебединому озеру» - это же невозможно! Будь вы из России или человеком из любой другой страны, эта музыка проникает в саму душу человека, вне зависимости от его национальности, вероисповедания. Музыка Чайковского – божественная музыка".
Иван Вишневский: "Пётр Ильич Чайковский, безусловно, гениальный композитор. В детстве он для большинства русских людей ассоциируется с таким даже не дедушкой, а дядюшкой Морозом, с очень добрыми усталыми глазами, мягкими чертами лица. Может показаться, что на этом можно и закончить. Ничего подобного. С Чайковским всё очень сложно. И с его личностью, и с его местом в русской и мировой культуре. Например, Георгий Васильевич Свиридов сказал: «Чайковский воспевал погибельные страсти, от того и погиб». Более на этом останавливаться не будем, но ясно, что благостная картина несколько размывается.
Как известно, в Российской империи во второй половине XIX века существовала новая русская музыкальная школа, которую презрительно именовали «Могучей кучкой», но название прижилось и даже стало лестным. Это были композиторы, которые восхищённо смотрели на русскую народную песню, на поэтические воззрения славян на природу – они пытались перекроить музыкальную жизнь России на отечественный лад. И во многом им это удалось - Балакиреву, Бородину, Римскому-Корсакову и Мусоргскому.