Наибольшим своеобразием среди жанров русского фольклора отличаются плачи. Они были неотъемлемой частью таких семейных обрядов, как похороны, свадьбы, в древности существовали и коллективные воинские плачи. На Руси даже была специальная профессия плакальщиц, которых нанимали для оплакивания. Плач входил в церемониальный обряд поминовения умерших. "Церемониален плач Ярославны. Она плачет открыто, при всех, на самом высоком месте своего Путивля — на городских забралах, откуда открывается простор Посеймья"19 "Ярославна чуть свет плачет в Путивле на стене кремля причитая: "Светлое и тресветлое Солнце! Всем ты тепло и пригоже! Зачем ты, господин мой, простер горячие свои лучи на воинов лады; в поле безводном жаждою им луки согнул, тоскою колчаны замкнул?""20
Многие образцы плачей по своей поэтичности, удивительной эмоциональной глубине и законченности могут быть признаны подлинными шедеврами народного творчества. Плачевые напевы, как правило, ограничены диапазоном малой терции, реже диапазон расширяется до кварты. Отталкиваясь от реального звучания плача, музыкальные интонации имитируют его характер. Некоторые похоронные плачи основываются на интонациях опевания одного центрального тона вспомогательными звуками, в пределах терции. Мелодическая основа других похоронных плачей образуется из сплетения нескольких попевок.
Характерной особенностью является их прерывистость: строфы причитаний, имитируя плач, нередко заканчиваются глиссандированием, словообрывами и глубокими паузами на концах фраз, последние слова часто проговариваются. The greatest originality among the genres of Russian folklore of different laments. They were an integral part of family rituals like funerals, weddings, in ancient times there were collective military laments. In Russia even had a special profession mourners, who were hired for mourning. Crying was part of a ceremonial rite of remembrance of the dead. . "Ceremonial weeping Yaroslavna She was crying openly, at all, at the highest place of the Putivl - visor on the city, offering space Poseymya" 19 "Yaroslavna weeps at dawn in Putivl on the Kremlin wall, wailing:" Bright and tresvetloe sun! All you warm and comely! Why are you, my lord, stretched its hot rays on the warriors frets; in the dry thirst bent their bows, quivers locked anguish? "" 20
Many samples laments for his poetry, surprising emotional depth and completeness can be recognized as true masterpieces of folk art. Deplorable tunes are usually limited to a range of minor third, less range expands to a quart. Based on the real sound of crying, musical intonation mimic his character. Some funeral laments based on intonations opevaniya one central auxiliary tone sounds within the third. The melodic basis of other funeral laments formed from several popevok plexus.
A characteristic feature is their intermittency: lamentation verses, imitating the cry, often end glissandirovaniem, slovoobryvami and deep pauses at the ends of phrases, the last words often blurts.