Несомненно, в лучшие часы написана светлая, лиричная «Песня без слов», которая, как и весь цикл «Воспоминания о Гапсале», посвящена Вере Васильевне Давыдовой, дочери декабриста Василия Львовича и Александры Ивановны Давыдовых. Познакомились они еще в Петербурге, несколько лет назад, знакомство углубилось, когда Петр Ильич три года подряд, с 1866 по 1868 год, проводил летние месяцы с
семьей Давыдовых. Вера была очень хороша собой, неплохо рисовала, недурно играла на рояле. Родным казалось, что их роман, длившийся три года, должен завершиться естественной развязкой.
В апреле 1868 года Чайковский признается своей сестре Сашеньке, так желавшей этого брака: «Я хорошо понимаю, чем бы это все должно было окончиться. Но что прикажешь делать, если я чувствую, что я бы возненавидел ее, если б вопрос о завершении наших отношений сделался серьезным…» Да, «роман» этот окончился ничем. Однако не будь Верочки Давыдовой и приятных мгновений, проведенных в Гапсале, на одно поэтичное творение в наследии гениального композитора было бы меньше. А Вера Васильевна? Спустя год она вышла замуж за героя Севастополя адмирала Ивана Ивановича Бутакова. До конца своих дней (умерла В.В. в 1923 году за границей) она хранила печатный экземпляр «Воспоминаний о Гапсале» с посвящением и дарственной надписью Чайковского. Ей же посвящен и сочиненный позднее романс «Усни».
Фортепианный цикл «Воспоминания о Гапсале» вскоре уже звучал в концертных залах России и неизменно пользовался популярностью у публики. Они были изданы – как почти все сочинения Чайковского – уроженцем Ревеля Петром (Пеэтером) Юргенсоном, другом, издателем, доверенным лицом, а после смерти Чайковского его душеприказчиком.
Покидая с братьями 14 августа 1867 года Гапсаль, Петр Ильич увозил с собой «несколько приятных воспоминаний» о прогулках по лесу и веселом прощальном пикнике, о танцах, пении и игре в четыре руки с Верочкой Давыдовой, о многочисленных новых знакомствах и о «невыразимой прелести» вечеров на берегу моря… Undoubtedly, in the best hours a bright, lyrical “Song without words” was written, which, like the entire cycle of “Memories of Hapsal”, is dedicated to Vera Vasilyevna Davydova, daughter of the Decembrist Vasily Lvovich and Alexandra Ivanovna Davydov. They met back in Petersburg, a few years ago, the acquaintance deepened when Peter Ilyich spent three years in a row, from 1866 to 1868, with the summer months
Davydov family. Vera was very pretty, drew well, played the piano well. It seemed to their relatives that their romance, which lasted three years, should end in a natural denouement.
In April 1868, Tchaikovsky confessed to his sister Sasha, who wanted this marriage so much: “I understand well what this would all have to end with. But what do you want me to do if I feel that I would hate her, if the question of ending our relationship becomes serious ... ”Yes, this“ novel ”ended in nothing. But do not be Vera Davydova and pleasant moments spent in Gapsal, one poetic creation in the heritage of a genius composer would be less. And Vera Vasilievna? A year later, she married the hero of Sevastopol, Admiral Ivan Ivanovich Butakova. Until the end of her days (VV died in 1923 abroad) she kept a printed copy of Memories of Hapsal with dedication and an inscription of Tchaikovsky. She also dedicated and later composed the song "Sleep."
The piano cycle “Memories of Hapsal” soon sounded in the concert halls of Russia and was always popular with the public. They were published - like almost all the writings of Tchaikovsky - by Peter (Peeter) Yurgenson, a native of Revel, who was a friend, publisher, confidant, and after Tchaikovsky's death as his executor.
Leaving Gapsal with his brothers on August 14, 1867, Pyotr Ilyich took with him "several pleasant memories" about walks in the woods and a merry farewell picnic, about dancing, singing and playing four hands with Vera Davydova, about many new acquaintances and about the unspeakable charm »Evenings by the sea ...