- Осмогласие. Песенная лестница. Пояснение
Начало системе положил обычай в каждый из 8 дней Пасхальной седмицы исполнять песнопения на особый напев (глас) (IV в.). Восьмидневный цикл напевов вскоре был распространён на 8 недель от первого дня Пасхи, составлявших праздничный период года, так что напев того или иного дня был распространён на соответствующую ему по порядку неделю. Позднее цикл с его гимническими текстами стали повторять в течение года, до новой Пасхи. Из гимнов была составлена книга Октоих. Древнейший Октоих восходит к нач. VI в. (сирийский патриарх Севир). В VIII в. Иоанн Дамаскин, по-видимому, отредактировал Октоих и дополнил его своими гимнами. В таком виде Октоих вошёл во всеобщее употребление в церквах Византийской империи.
Но осмогласие – это не просто совокупность мелодий, это своеобразная ЛЕСТВИЦА ИАКОВА. Основание этой песенной лестницы – на земле, а верх ее касается неба. Только вместо восходящих и нисходящих ангелов Божиих по этой «лествице» восходят к небу наши молитвы, а нисходит небесный ответ – Дары Святого Духа и Сам Господь в Святых Тайнах.
Каждый глас – СТУПЕНЬКА этой лествицы, на которой Церковь предлагает нам задержаться в течение недели.
Принято каждый глас возглашать («канонаршить»), чтобы души молящихся были вместе – находились на одной и той же ступеньке, чтобы радостные соединились с печальными, беспокойные – с мирными, разочарованные – с утвердившимися в вере, чтобы поистине обращаться к Богу единым сердцем и едиными устами.
- Стихирный глас 1
Осмогласие. Земные ступени. Глас 1. Изображает радость открытия духовного мира. Поется он радостно, стремительно, будто звучит изумленное восклицание «Ах!» того, кто внезапно прозрел и увидел то, что до сих пор было ему невидимо. С какой искренностью и легкостью мы готовы окунуться в новую жизнь, не страшась никаких опасностей и разочарований. В первой строке и тропарного, и стихирного распевов этого гласа есть широкий «шаг» мелодии наверх, что и придает ему мерность, важность и торжественность.
- Стихирный глас 2
Глас 2. После первой радостной ступеньки как бы падение: оказывается, вхождение в новую жизнь полно испытаний, разочарований, трудностей, и душа будто всхлипывает в плаче, обнаружив свою беспомощность и невольный стыд за собственную слабость. Это как бы плач об утерянном райском блаженстве.
- Стихирный глас 3
Глас 3. Это тоже как бы плач, но здесь уже грусть переходит в надежду, стыд – в раскаяние, сознание собственной беспомощности – в надежду на Отца Небесного. Здесь – готовность начать все сначала, опираясь на Бога. Это как бы возвращение блудного сына.
- Стихирный глас 4
Осмогласие. Земные ступени. Глас 4. Изображает звуки быстро бегущего, спешащего человека. Душа готова снова продвигаться вперед и радостно спешит навстречу Божией помощи. «Глас двоякий: то возбуждает радость, то внушает печаль. Тихими и мягкими переходами тонов он сообщает покой душе, внушает стремление к Вышнему, наиболее выражая действие на нас Божией благодати.
- Стихирный глас 5
Глас 5. Это пасхальный глас, «ступенька» Воскресения, вновь обретенной радости близости Бога, от благодати Святого Духа, от прощения любящего Отца. «Успокаивает душевные волнения, он подходит для плача о грехах». Мелодия гласа равномерно «покачивает» слова песнопений, интонация скользит то вверх, то вниз, давая ощущение покоя и бесконечности.
- Стихирный глас 6
Ступенька мира, покоя, обретенного в полном предании себя воле Божией. Этот глас всегда звучит в заупокойной службе – во время прощания с умершими, для которых земная суета отошла в прошлое. Это глас души, которая пережила или победила мир земных страстей.
- Стихирный глас 7
Глас благодарения, торжествующей радости и победной хвалы Богу, здесь как бы избыток, переполнение сердца любовью и благодарностью. Неслучайно именно на 7-й глас поются тропари, посвященные Кресту Господню – оружию победы над смертью и нашего спасения.
- Стихирный глас 8
Последняя «ступенька». Этот глас изображает сыновнее дерзновение перед Богом, радость от сознания единства с Ним, близости к Нему. И звуки льются от дерзновенно-весело, то доверительно-покойно. Нет более ни суеты, ни страха перед разочарованиями, а только одно доверие к Отцу, Который есть Любовь. «выражает веру в будущую жизнь, созерцает небесные тайны, молится о блаженстве души». Восьмой глас можно еще назвать гласом восклицания: большинство песнопений подчеркивают эту восклицательную сторону. Многие из них прямо начинаются междометиями: «Увы!» или «О!». Восьмой глас можно рассматривать и как глас «трубный», глас высокого проповедания и похвалы.