Salve ReginaSalve, Regina, Mater misericordiae,
vita, dulcedo, et spes nostra, salve.
ad te clamamus
exsules filii Evae,
ad te suspiramus, gementes et flentes
in hac lacrimarum valle.
Eia, ergo, advocata nostra, illos tuos
Spiegel im SpiegelАрво Пярт - один из немногих современных композиторов, способных выразить в созвучии тонкое и зыбкое душевное состояние человека. Когда все прочие бегут куда-то, торопятся и гремят, минималист Пярт наоборот останавливается. Кладёт руки на клавиши и начинает звучать на другой волне, отличной от суеты реальности, на той, на которой в своё время звучали Моцарт, Бетховен, Бах. Но по-своему так, как звучит сегодня именно Арво Пярт.
Пульс жизни, материя мироздания создаётся, казалось бы, простыми пяртовскими созвучиями. Ярким примером такой музыки является "Spiegel im Spiegel" - произведение, до сих пор непонятное одним, и открывшееся тем, кто нашёл в себе силы, чтобы остановиться и впустить эту музыку в сознание. Арво Пярт - мастер музыкального образа. Именно образа, а не музыкальной картинки, образа - как определённого душевного состояния, как это описывал ещё Г. Нейгауз. "Spiegel im Spiegel" - переводится как "Зеркало в Зеркале". Во время прослушивания, у вас может появиться вопрос - где в этой музыке развитие? Но разве способностью встроиться в формальные, привычные нам нормы музыки - определяется состоятельность произведения? А можем ли мы слушать музыку, в которой нет преподнесённой нам драмматургии, в которой нет ничего кроме звука?
Сегодня музыка становится всё более и более имитационной. При помощи электронных инструментов и мастерства композиторов имитация, прораставшая много веков, достигла сегодня вершин. Многие научились имитировать реальность. Музыка же Пярта имитирует не внешнее, а внутреннее. Как время, идущее рядом с нами - ровные фортепианные четверти. И скрипка - возникающая как лоскутки воспоминаний о нашей собственной жизни. На фоне вечного, стройного и спокойного - отражение жизни в нас самих, тех, кто слушает сейчас это произведение. Подобно воспоминаниям, скрипичная тема то уходит немного вперёд, то возвращается на то же место, с которого начинала. Сменившись совершенно иной по настроению, вновь звучит так же светло, как и минуту назад.