- Beiklang
«Beiklang» для трубы с 2 раструбами соло, флейты, гобоя, валторны, препарированной валторны, скрипки и виолончели (2006)
Моя пьеса «Beiklang» («Призвук») основана на идее синтеза звука в полностью акустическом составе (без электроники). Здесь нет цели получить сопоставимый с электронным синтезом звук; сама идея — скорее, метафора и попытка воссоздать процессы синтеза звука в условиях живой акустики концертного зала.
В композиции последовательно действуют следующие алгоритмы синтеза (векторная идея: от «чистых» гармоник к перенасыщенному шумами звуку):
* Аддитивный синтез — простое сложение гармоник; например: ординарный. звук трубы (основной тон) + мультифоник гобоя (верхние нечетные обертоны, см. начало пьесы).
* Синтез по принципу FM — «неправильный» баззинг у медных, пение в инструмент ноты, отличной от играемой <кольцевая модуляция>, подготовленные инструменты.
* Субстрактивный синтез — доведение материала до шумовых составляющих с последующим синтезом звука, путём «подавления» спектра шума.
- Gravitation-Space
«Gravitation-Space» для камерного ансамбля (2007)
Идея «гравитации-пространство» опирается на теорию Эйнштейна об искривлении пространства вблизи массивных тел (т.н. «кривизна пространства-времени»).
Каждое массивное тело (или «масса» вообще) обладает свойством гравитации, изменяющейся по линейной шкале (чем больше масса, тем сильнее гравитация). Сделав предположение (следуя теории струн), что масса может выражаться в единицах частоты колебания (чем больше частота «высота» звука, тем больше «масса» звукового объекта), я получил шкалу «масс частот». Таким образом, вычисляя по такой шкале значения масс, соответствующих определённой высоте звука, я получал необходимый коэффициент кривизны пространства в каждый из моментов (расчёт производился по наиболее высокому тону в гармонии).
Помня, что пространство и время (благодаря Эйнштейну) — связанные между собой понятия, а искривление пространства всегда можно экстраполировать на время, я преобразовал полученные «искривления пространства» во временные искривления (ускорения-замедления).
- Widerhall
«Widerhall» для флейты, кларнета, ударных, скрипки, виолончели и маримбы или ксилоримбы (2006)
Здесь использована идея «воссоздания» разных акустических пространств путём изменения характеристик звуковой ткани средствами акустического состава (без электроники). Сравните, например, особенности распространения одинаковых звуковых объектов в маленьком помещении или в большом холле — проявляются изменения тембра и интенсивности звучания за счёт разности ревербераций.
В процессе развития пьесы идея «воссоздания» акустических пространств трансформируется в идею синтеза самого тембра (выстраивание характерных обертоновых последовательностей).
Владимир Горлинский