Квакеры и христианствоКвакерство возникло в середине XVII века как движение, призванное дать новый импульс духовной жизни Англии. Британское христианство того времени погрязло, с одной стороны, в межконфессиональных склоках (католики против протестантов, а сами протестанты – друг против друга), а, с другой, сами церковные институты и клирики дискредитировали себя формализмом и двуличием. По мысли Джорджа Фокса, основателя квакерского движения, запутавшийся в этих противоречиях христианин должен обратить свой взор внутрь себя, в своей душе встретиться с Богом. Если такая встреча произойдет, и человек сможет всю жизнь прожить в свете этой встречи и Присутствии Божием, то он достигнет цели христианской жизни (согласно св. Серафиму Саровскому) – стяжания Духа Святого.
Таким образом, по мысли основателей движения, квакерство никак не должно представлять из себя альтернативы христианству, а стать общехристианским противовесом церковному фарисейству. Так, центральное понятие квакерства – Внутренний Свет – ранние квакеры понимали как действие Святого Духа в человеке, как отклик человеческой души на Божественные глаголы. Ранние квакеры не разделяли «внутреннего Христа» и Христа исторического, полагая, что воскресший Господь, некогда ходивший по землям Палестины, ныне присутствует Духом Своим в душах верных. Ранние квакеры верили в Триединство Бога и Богочеловечество Христа Спасителя. Библия понималась ими как ценнейший опыт богообщения, но не являлась «нормой нормирующей», что выделяло квакерство из протестантского движения. Вера в продолжающееся Откровение позволяла диалектически совмещать представление о непреложности библейских истин с индивидуальностью богообщения. ...
Молитвенные собрания квакеровУ квакеров в служении Богу нет никаких условностей относительно времени собраний, или места собраний, или людей, которые на них приходят. Квакерское молитвенное собрание (собрание для богослужения) проводится, когда двое или более человек чувствуют потребность побыть вместе в спокойствии, ожидая присутствия Бога. Это может происходить в любом месте и в любое время, но Друзья обычно приходят на собрания, которые проводятся раз в неделю в домах собраний или каком-либо другом назначенном месте.
У нас нет таинств, в обычном понимании этого слова. Друзья высоко ценят молчание. В суетном напряжении и спешке оно помогает осознавать внутреннее глубокое значение нашей индивидуальной и коллективной жизни. Во время молитвенного собрания мы можем почувствовать силу Божественной любви, которая соединяет и ведёт нас. Собрание для богослужения – это то время, когда квакеры пытаются найти что-то ценное в своих жизнях. Обычно гимны не поются, не читаются заранее подготовленные проповеди, нет каких-то установленных молитв. Есть час спокойствия, внутренней молитвы, созерцания и размышления. Всякий, кто чувствует позыв, может говорить, исходя из своего жизненного опыта. Устная проповедь – не функция каких-то особо обученных людей, а дар, которым могут обладать многие.