- Благоверных Петра и Февронии
Благоверный князь Петр был вторым сыном муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.
Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя. Признательный князь сочетался с ней браком, хотя муромская знать противилась этому. Они объявили: «Или пусть отпустит от себя супругу, оскорбляющую своим происхождением знатных жен, или же оставит Муром». Князь твердо помнил слова Господа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучит. Кто отпустит жену свою и женится на другой, тот прелюбодей». Потому, верный долгу христианского супруга, князь согласился отказаться от княжества. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Князь остался после того с небогатыми средствами к жизни, и печальные мысли невольно приходили ему. Но умная княгиня поддерживала и утешала его: «Не печалься, князь, милостивый Бог не оставит нас в нищете». В Муроме скоро открылись раздоры непримирения, искатели власти схватились за мечи и многие из вельможных потеряли жизнь. Бояре муромские были принуждены просить князя Петра и княгиню Февронию возвратиться в Муром. Так князь, верный долгу своему, восторжествовал и над врагами своими.
В Муроме правление князя Петра было правдолюбивое, но без суровой строгости, милостивое, но без слабости. Умная и благочестивая княгиня помогала супругу советами и делами благотворительности. Оба жили по заповедям Господа, всех любили, но не любили ни гордости, ни неправедной корысти; покоили странников, облегчали участь несчастных, чтили иноческий и священнический чин, ограждая его от нужд.
Однажды княгиня во время плавания по реке на судне приказала вельможе, пленившемуся ее красотой и смотревшему на нее с худыми помыслами, хлебнуть, зачерпнув рукой, воды с одной и другой стороны судна. И когда тот выполнил волю ее, она спросила: «Находишь ли разность между той и другой водой?» «Никакой», — отвечал вельможа. Святая сказала тогда: «Точно так одинаково естество женское; напрасно ты, оставляя свою жену, думаешь о чужой».
Скончались святые супруги в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых, согласно их завещанию, были положены в одном гробе.
Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят небесное благословение на вступающих в брак.
- Преподобный Зосима Ворбозомский
Преподобный Зосима — основатель Благовещенского монастыря на острове Ворбозомского озера, в 23 верстах к югу от Белозерска. Когда преподобный прибыл на место своих подвигов, точно неизвестно. Всего вероятнее, это произошло еще в XV веке, потому что под 1501 годом упоминается ворбозомский игумен Иона, конечно, один из преемников Зосимы по игуменству. Откуда пришел преподобный на остров Ворбозомского озера, также не имеется сведений. Его пустынь была одною из тех, которые составляли монашеское «Заволжье» и располагались вокруг Кирилло-Белозерского монастыря. Время кончины ворбозомского подвижника указывается по-разному (половина или конец XVI века). Но едва ли не вернее перенести ее в конец XV столетия. Честные мощи преподобного Зосимы почивают под спудом в приделе его имени при Благовещенском храме упраздненного монастыря его. Местное празднование преподобному Зосиме началось после половины XVI века до учреждения Святейшего Синода (в 1721 году). Кроме 4/17 апреля, память угодника Божия празднуется еще 7/20 ноября.
- Прп. Евфимий, схимник, в Дальних пещерах почивающий
Преподобный Евфимий (XIV в.) был иеромонахом. Жил он чисто и безмолвно и подражал иноческим добродетелям преподобных. Часто с великим благоговением приносил он Бескровную Жертву и своими всегдашними молитвами достиг духовного общения и собеседования с Ангелами. А когда облекся в схиму, тогда, предавшись подвигу безмолвия, ни с кем ни о чем не беседовал. Одна молитва в церкви и в келлии была в его устах. Также никакой пищи, приготовляемой на огне, он не ел, а довольствовался одним зелием. Погребен в Дальних, Феодосиевых, пещерах Киево-Печерского монастыря. Память его также 28 августа/10 сентября и во 2-ю неделю Великого поста.
- Прп. Паисий Величковский
Радио ВЕРА.
Прп. Паисий Величковский (р. 1722, Полтава) в 17 лет ушел в монастырь. Одно время подвизался на Афоне, где основал скит пророка Илии. Там приобщился к традициям афонского монашества, умной молитве, строгому уставу местных обителей. Осн. делом жизни было устройство монашеской жизни в Валахии, на территории нынешней Молдавии. В монастыре Драгомирны, а позже в Секуле и Нямецком монастыре, прп. ввел устав по чину Афона. Осн. идеи устава: нестяжательность, послушание, умная молитва и чтение книг, труд и благотворительность. От учеников св. Паисия афонский опыт распространился по всем российским монастырям.
- прпп.Вассиан и Иона Пертоминские
Преподобные Вассиан и Иона — иноки Соловецкого Преображенского монастыря, ученики святого игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского (+1570; память 9/22 января). Немалотруден был тогда подвиг братства Соловецкого. При строении соборного храма обители Соловецкой в 1561 году на твердую землю за известью посланы был иноки Вассиан и Иона. Когда суда возвращались в Соловецкий монастырь, то при впадении Северной Двины в Белое море они были застигнуты бурей и утонули. Но Господь прославил преподобных после их кончины — телес их не коснулось тление на дне морской пучины. Святые мощи преподобных Вассиана и Ионы, вынесенные волнами на восточный берег Унской губы, были обретены крестьянами и погребены. Вскоре преподобные явились во сне старцу Троице-Сергиевой обители Маманту, который управлял соляными варницами в Унском посаде, и он в 1599 году воздвиг часовню над могилами преподобных. Впоследствии, по случаю многих исцелений, совершавшихся над их гробами, в 1623 году иеромонах Иаков основал там обитель, получившую название Пертоминской, и вкладами царскими сооружена была церковь во имя Успения Богоматери.Память преподобным Вассиану и Ионе совершается дважды в год: 5/18 июня — обретение святых мощей и 12/25 июня.
- Свт. Амвросий Медиоланский
Свт. Амвросий родился в 340 г. в семье наместника Галлии, провинции на территории современной Франции. После смерти отца семья вернулась в Рим. Там будущий святитель получил юридическое образование. Был назначен наместником северных областей Италии и жил в Медиолане (Милане). В 374 г. умер местный епископ. Начались раздоры между христианами и сторонниками ереси арианства – каждая из сторон хотела поставить своего епископа. Амвросий, как градоначальник, обратился с речью к толпе. И вдруг раздался детский голос: «Амвросий – епископ!» Возглас был подхвачен народом. Амвросий в то время даже еще не был крещен. Он пытался отказаться, решил бежать из Милана. Решающим стало слово императора Валентиниана. Амвросий подчинился, принял крещение и стал епископом. Тотчас же он раздал всю свою собственность на украшение храмов и пропитание сирот. Прославился как проповедник, богослов, церковный писатель. По его молитвам не раз совершались чудеса. Мощам святителя можно поклониться в Амвросиевой базилике в Милане.
- Святой мученик Марин Тарсийский
Читает иеромонах Клеопа (Данелян).
Святой Марин родился в киликийском городе Тарсе и жил на рубеже III–IV веков, в правление Диоклетиана. Представ перед правителем Киликии Аристовулом, он отказался отречься от веры во Христа и был предан на мучения. Его побили кнутами, а затем заковали в цепи и заключили в мрачную темницу. С восходом солнца палачи привязали мученика к дыбе и избили. Через усекновение мечом святой Марин удостоился мученического венца. Его святые мощи были впоследствии перенесены двумя благочестивыми христианами в город Аназарв.
- Святые мученицы Капитолина и Еротиида
Святая Капитолина жила, согласно некоторым источникам, около 304 года. Она происходила из той же богатой и знатной семьи, жившей в Кесарии Каппадокийской, что и святой Фирмилиан[1]. Сердце ее горело любовью ко Христу, а земные блага были ей безразличны. Она раздала свои богатства бедным, отпустила на волю рабов и бесстрашно предстала перед наместником Зиликинфом, который по приказу императора Диоклетиана преследовал христиан. Он хотел избежать публичных пыток для столь знатной женщины, но Капитолина сказала, что для ее семьи нет большей чести, чем воспитывать мучеников, проповедников веры и наставников в божественной премудрости, таких как Фирмилиан. Тогда святую Капитолину заключили в темницу, а на следующий день ей отрубили голову.
Ее верная служанка Еротиида, увидев, как поступили с госпожой, бросилась к губернатору и ударила его по лицу. Она была немедленно схвачена и подвергнута бичеванию, но по милости Божией осталась невредима. Потом святая Еротиида была обезглавлена и так удостоилась мученического венца.
- Священномученик Игнатий Богоносец
Сщмч. Игнатий родился в Сирии в I в. и был учеником св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова. Игнатий был тем ребенком, которого обнял Спаситель и сказал: “Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное”. Богоносцем его назвали потому, что Игнатий непрестанно молился Господу и словно носил его имя в своем сердце. Игнатия избрали епископом Антиохии. В 107 г. имп. Траян был там проездом. В это время по случаю его победы над скифами везде устраивались торжественные жертвоприношения богам. Отказывавшихся участвовать христиан казнили. Тогда еп. Игнатий отправился к Траяну, чтобы отвести гонения от единоверцев. Император приказал отправить Игнатия в Рим и бросить зверям в Колизее. В пути Игнатия застала весть о том, что гонения на христиан в родной Антиохии остановлены. Даже на арене Колизея св. Игнатий не переставал благодарить Господа. Услышав о мужестве святого, Траян прекратил гонение на христиан. Мощи свт. Игнатия − в церкви во имя сщмч. Климента, папы Римского.