- Двигатель мерседеса
Nun liebe Kinder gebt fein acht
Ich bin die Stimme aus dem kissen
Ich hab euch etwas mitgebracht
Hab es aus meiner Brust gerissen
Mit diesem Herz hab ich die Macht
Die Augenlieder zu erpressen
Ich singe bis der Tag erwacht
Ein heller Schein am Firmament
- Интеллектуал и университетский дискурс
Интеллектуал и университетский дискурс
Понятие университетского дискурса вводится Лаканом не для узкой критики официальной институции, но с целью сказать о том, что происходит на всех уровнях интеллектуальной жизни. Жизнь эта, намереваясь быть продуктивной и свободной, тем не менее постоянно обнаруживает в себе самой некое препятствие, вызванное тем, что в своем успехе она себя не узнает. Критический гнев, вызываемый этим положением, должен быть осмыслен.
- Лакан-ликбез от 11 марта 2014
Запись шестого лакан-ликбеза, предметом которого стала почти навязчиво обсуждаемая сегодня категория наслаждения субъекта, предварительно связанная у Фрейда с продуктивностью влечений – область, в которой лакановские работы, в отличие от психоаналитического корпуса в целом, двигались с величайшей осторожностью.
Демонстрируется бесперспективность и автоматизм, с которыми сегодня ставится вопрос о характеристике влечений субъекта, притом что последние до сих пор по инерции продолжают связываться в психоанализе с т.н. «объектными отношениями», поскольку предполагается, что именно поиск объекта и есть то направление, где субъект это наслаждение склонен извлекать. Показано, что это допущение провоцирует путаницу внутри лакановской и посталкановской теории и влечет за собой ряд архаических последствий в области политической критики, которая использует лакановский аппарат для обличения некоторого «особого наслаждения», которое субъект якобы получает в современном обществе потребления.
Ложность этого допущения требует более отчетливого указания на то, каким образом «субъект высказывания» способен прикрепиться к аппарату наслаждения и где находит в него вход.
- Мифы энергетического баланса
Мифы энергетического баланса
В рамках психоаналитической теории Фрейда понятие либидо описывало квоту сексуально нагруженной энергии и было представлено в качестве объяснения всех туманных мест фрейдовской гипотезы. Но современная ситуация требует дать буквальным высказываниям Фрейда другое толкование и разобраться в том, почему с самого начала для доказательства существования бессознательного потребовался такого рода «минимум энергетического напряжения».
- Моральный императив как острота
Моральный императив как острота
Любое упоминание о морали обычно предполагает строгость и серьезность тона. Тем не менее, с помощью фрейдовского психоанализа возможно обнаружить, что институт морали с экономикой вины, возмездия и искупления структурно работает по тем же самым законам, которым подчиняются слова и знаки, расставленные так, чтобы своим взаимодействием вызывать комический эффект. Предметом семинара станет та общая область, что существует между моральным суждением и работой остроумия.
*Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному
- Нейрофизиология и психоанализ
Нейрофизиология и психоанализ
Если следовать путем, пройденным Гегелем, то принято начинать с вещей, называемых "базовыми" и включающими в себя явления, обычно относимые к самому начальному этапу формирования духа - сюда как правило помещаются ощущение, восприятие и прочие психические феномены, носящие, как нас учат, непосредственный или малоопосредованный характер.
При этом - поскольку, невзирая на общую с Гегелем тему "знания", у нас нет и не может быть цели поступенчатого образования "знания абсолютного" - в первую очередь будет показано, что эти вещи ни в каком смысле нельзя считать простейшими, и что их мнимая первичность - результат работы иллюзии самого знания. В этом контексте рассматриваются такие феномены как "смех" и "крик".
*Мазин В. Введение в Лакана. Глава 7. Парадоксы желания Лакана
- Означающее и несуществование сексуальных отношений
Речь пойдёт об элементе лакановской логики под названием «означающее», чей статус требует обсуждения в свете пикантной ситуации, которая у всех сегодня на устах под именем «несуществования сексуальных отношений».
Проблема этого «несуществования» заключается в том, что в среде последователей Лакана нет единого объяснения этого нового для субъекта состояния (если оно действительно ново), равно как нет прямых указаний на то, как именно оно вытекает из самой логики лакановского аппарата. То, что в объяснениях этого «несуществования» предпочитают скорее концентрироваться на его «экзистенциальных» следствиях, уже является достаточной причиной, чтобы не уступать эту тему сугубо профессиональному кружку.
- Оральный и анальный объект в акте высказывания
– Различие введенных Лаканом фундаментальных аналитических понятий «потребности», «требования» и «желания» остается трудной задачей даже на уровне базовых форм поиска удовлетворения. Еще более неочевидна роль этих инстанций в удовлетворении, которое анализ относит к невротическому.
– В то же время именно операция их вычленения приносит наиболее ценную информацию об устройстве невроза и о способах, которыми невротизированный субъект обращается с Другим и ищет у него удовлетворения.
– Можно установить, что истерии и неврозу навязчивости соответствует свой, особый характер предъявления требования и потребности. При это ни в одном случае объектом потребности не является нечто, находящееся в регистре потребности физиологической. Напротив, невротик сразу выходит на уровень, где характер его отношения к предположительно генитальному Другому выражается в определенной речи, которую он тем не менее придерживает при себе, адресуя Другому молчание.
– Если молчанию невротика навязчивости присущ рессентимент, заключающийся в мстительном ожидании, когда Другой будет разоблачен и признается в своих тайных недостатках, то для истерического субъекта характерно укоризненное молчание, посредством которого он сигнализирует генитальному Другому о его невыносимом жестокосердии. Соответственно, если основной характеристикой навязчивого невротика является требование от Другого публично сознаться, то истерика характеризует его потребность в «истинной любви» к малым и обиженным.
- Отец, дающий знак
Отец, дающий знак
Объяснить значение отца и отцовства — мечта, которой исконно подпитывается изучение детства. Психоаналитическая выучка внесла в ее осуществление свой вклад, научив нас полагать, что вмешательство отца заключается в лишении доступа к матери, и что в этом лишении принимает участие язык. Тем не менее, это объяснение само по себе еще не позволяет определить роль отца и того означающего, которое вносит в жизнь ребенка решающие и необратимые изменения.
- Работа воображаемого в акте сексуального влечения
Понятие влечения Жака Лакана и его отношение к либидо
Тексты Лакана по справедливости вызывают затруднения у читательской аудитории. Но есть более глубокие трудности — это места, где лакановская мысль сталкивается с нашим общим представлением об определенных предметах, привнося нечто такое, во что ординарное мнение поверить отказывается. Понятие «влечения» как раз является именно таким предметом. Некритично взятое у Фрейда, для нас оно как правило представляет собой ассоциативную смесь из мифического инстинкта, импульса и тому подобных нечетких реалий. Каким образом возможно при помощи лакановского аппарата строго и точно описать влечение как функцию — вот задача нынешнего заседания.
- Ребёнок и принцип реальности
Ребенок и принцип реальности
В психологии развития изначально существуют слепые пятна. Одним из них является неуловимый момент, когда маленький ребенок переходит от доверия к тому, что предлагает ему мать, к признанию решающей функции реальности. Здесь пасуют даже наиболее последовательные психолого-педагогические концепции, вынужденные представлять этот переход как нечто необъяснимое и отданное на откуп естественному развитию человеческого существа. Жак Лакан явился первым, кто сумел так поставить вопрос, чтобы обойти это затруднение и дать загадочному этапу освоения реальности приемлемые объяснения.
- Субъект, знание, невроз
Субъект, знание, невроз
В этот раз речь, наконец-таки, пойдет о вопросе, к которому я давно уже хотел подвести - в некотором смысле для всего психоаналитического мероприятия он носит ключевой характер и в формулировке Лакана звучит следующим образом: "Естественно спросить, почему в результате формирования субъекта дело кончается скорее всего неврозом".
Необходимо показать, что ответить на этот вопрос невозможно, если не принимать в расчет место, которое субъект занимает по отношению к знанию. Последнее, как Лакан намекал, стало "знанием субъекта" лишь по чистой случайности - но это единственная случайность, после которой происходящее с субъектом приобретает фатальный характер.
*Лакан Ж. Изнанка психоанализа. Глава VIII "От мифа к структуре".