- 100 вопросов, меняющие жизнь - 15.1
15 лекция.
Сегодня мы разберем еще ряд вопросов, которые должны помочь нам поменяться. Ямарадж спросил: «Что покрывает Землю?» И Юдхиштхира ответил: «Землю покрывает невежество». Да, не земля, не поля, не океаны, а невежество. Вот как интересно видят нашу планету мудрецы. Когда мы смотрим на Землю, она кажется нам романтичной, как на фотографии из космоса. А когда на Землю смотрят мудрецы, у них ком в горле встает от сострадания. Итак, что же такое невежество? Невежество — это неумение видеть реальность во всей ее полноте. Мы смотрим на Землю, но мы даже не понимаем, как она на самом деле устроена, никто не знает, что там, в глубине нашей планеты, так только — одни догадки. Мы даже не знаем, кто населяет эту Землю. До сих пор каждый год совершаются сотни открытий новых живых существ. Океан изучен меньше, чем космос. Смотреть-то мы на Землю смотрим, но видим ли мы ее? Вот это большой вопрос, мы видим только то, что находится перед нашими глазами, но это все равно, что смотреть на обложку книги, саму книгу, ее содержание по обложке не поймешь. Ну что, прочитал книгу? Да! И как она? Да у нее приятная на ощупь красная обложка… Так и современный человек больше похож на исследователя обложек. «Я 10 000 обложек прочитал», — ну и что с того? Изучение обложек не делает человека даже начитанным.
В этом и состоит основная задача Вед — научить нас видеть глубину происходящего, тонкие связи, йогу. Например, Шрила Прабхупада объясняет, что разум — это умение видеть не только положительные стороны того, что происходит, но и отрицательные. Сейчас все так сосредоточены на позитивном видении, но если мы не хотим видеть плохую сторону — то это не что иное, как отсутствие разума и обыкновенная сентиментальность. Если человек думает только о прибыли в бизнесе, но не беспокоится, что его могут обмануть, он находится в иллюзии. Надо уметь думать о негативном так же, как и о позитивном — это не слабость, а проявление разума. Так на Курукшетре воины думали не только о своей победе, но и о силе противника. Арджуна в начале битвы перечисляет, какие последствия принесет эта война, и видно, как глубоко он смотрит в будущее. Поэтому Арджуна — настоящий мудрец, он не боится смотреть проблемам в лицо. Одно из качеств вайшнавов — дакша, или знаток своего дела, и если возникает необходимость, они проявляют свои способности на все 100 процентов. Если надо сражаться, они будут сражаться. Так в двух самых великих битвах мира, описанных в Рамаяне и Махабхарате, принимали участие вайшнавы и победили. Духовность не однобока, Бог — всепроникающий, поэтому духовность тоже всепроникающая, она может проникать во все сферы жизни. Если в какую-то сферу не проникает моя духовная жизнь, может, она не такая уж и духовная?
Затем Ямарадж спросил: «Кто по-настоящему счастлив?» И Юдхиштхира ответил: «Тот по-настоящему счастлив, кто свободен от долгов». Веды действительно предупреждают человека опасаться долгов во всех их вариантах. В основном, когда современный человек говорит о долгах, то он имеет в виду именно финансовые долги. Но это только один вид долга, который да, действительно наиболее заметен. Человек думает, я сейчас получу квартиру, а заплачу за нее потом, в течение 20 лет, но все эти 20 лет он платит не просто деньгами, он платит еще и своими беспокойствами, а разве беспокойный человек может быть счастливым? Он боится, что его уволят с работы, что он сломает ногу, что он просто тупо умрет. Лучше жить счастливо в съемной квартире, чем иметь якобы свою квартиру, но все время трястись от страха и беспокойств. Так что не живите в долг, живите по средствам и сразу же почувствуете другой класс жизни. Все, что происходит негативного в жизни должника, вызвано его долгом и больше ничем…
- 100 вопросов, меняющие жизнь - 16
16 лекция.
Сегодня мы продолжим разбирать вопросы Ямараджа. Этот разбор на уровне разума предназначен для того, чтобы избавиться от страданий. Ямарадж спрашивал Юдхиштхиру: «Каково величайшее из сокровищ?» И Юдхиштхира отвечал: «Величайшее из богатств — мудрость». «А что такое величайшая ценность?» И Юдхиштхира ответил, что величайшая ценность — это знание Вед. Эти две ценности могут реально избавить нас от боли, но есть одна проблема, о которой стоит поговорить. Эта проблема состоит в том, что мы сами эту боль и ищем. Материальный мир сравнивают с огромным пылающим костром. Мы вроде бы и горим в этом огне, и одновременно с этим, сами же летим к нему на встречу. В этом весь парадокс материальной жизни, мы прекрасно понимаем, что материальный мир состоит из страданий, и сами же согласны на всё, только, чтобы эти страдания испытать. Мы читаем об этих страданиях в книгах, смотрим в кино, рассказываем, друг другу в историях, еще и называем это романтикой: «Ох, как я страдал, никто так не страдал, как страдал я!»
Но прикасаясь к духовному знанию, человек сразу же, чувствует реальное избавление от всех материальных страданий. И сами страдания становятся меньше, и пропадает желание их испытывать. Ямарадж спросил у Юдхиштхиры: «Что такое новость?» И Юдхиштхира ответил очень красиво! Он сказал, что все новости в материальном мире сводятся только к одной новости, и она состоит в том, что весь этот мир представляет собой одну большую сковородку, под которой горит огонь, который мы называем Солнцем. Дрова, которые мы подкладываем в этот огонь — это дни, месяцы, часы и минуты нашей жизни. А поваром, который помешивает всех нас на этой сковородке, является само Время. И именно в этом заключается главная новость материального мира: весь мир — просто одна большая сковородка. Так что программу новостей можете больше не смотреть, там всё про это же самое, только с разных сторон…
И тогда возникает следующий вопрос: кто же зажигает этот огонь, кто этот враг и как его найти? И в Ведах дается очень отрезвляющий ответ — мы сами и зажигаем этот огонь. Наши материальные желания трутся друг о дружку, в нашем собственном сердце и так загорается огонь страданий. Да, все страдания, которые мы испытываем — это просто результат наших собственных желаний, которые хранятся в нашем сердце. Изучая Веды, мы уменьшаем наши желания, и страдания тоже постепенно прекращаются. Это научный процесс, который хорошо описан и тщательно разобран. В пуранах есть интересная история о том, как учитель попросил своего ученика принести огонь. Но ученик оказался какой-то непутёвый и никак не мог найти огня, где бы его не искал. Так и вернулся без огня к своему учителю. Гуру в тот момент был не в настроении и, рассердившись, сказал ему: «Если ты на земле не можешь найти огня, то иди и поищи его под землей, поищи его в аду».
И ученик смиренно пошел в ад, там действительно было очень жарко, потому что горело очень много огня. И там, в аду, он встретил того самого Ямараджа, которому и рассказал свою простую историю и попросил у него немного огонька: «У вас же тут много огня, можно мне немного взять с собой для моего гуру?» Но Ямарадж ему ответил, что, несмотря на то, что тут так много огня, местного огня тут нет, и никто даже не умеет его разжигать. Все кто приходят в ад, приносят свой собственный огонь и от него же сами и страдают. Мы не разжигаем огонь под их сковородками, мы не мучаем их своим огнём, все они страдают от своего собственного огня, который с собой в ад и принесли. Да, в аду нет своего огня, он весь — приносной, он весь — отсюда, из нашей адской жизни.
- 100 вопросов, меняющие жизнь - 23
Сегодня мы поговорим об очередном вопросе, который способен изменить нашу жизнь, это вопрос Ямараджа: «Когда человек все равно, что мертв?» И нас будет интересовать ответ Юдхиштхиры: «Бедный человек все равно, что мертв». Так что сегодня пойдет речь о богатстве и бедности о том, что это такое на самом деле. И начнем мы с того, что истинное богатство — это быть счастливым в настоящем. Тот, кто счастлив прямо сейчас — это и есть богатый человек, почему? Да потому, что настоящее — это вход в вечность, поэтому если мы научимся быть счастливыми в настоящем, то это может стать вечным счастьем, а что может быть дороже вечного счастья? Ничего, оно самое дорогое в этом мире, просто потому что не является продуктом этого материального мира, вечное счастье исходит из мира духовного. По этой же причине в слове богатство есть Бог, а если Бога из этого слова убрать, то может запросто получиться обыкновенное «адство»… Так что, либо мы идем к Богу и становимся богатыми, либо вся наша жизнь превращается в адство…
Но мы совершаем роковую ошибку, мы либо считаем богатством то, что было в прошлом, перелистываем свои фотоальбомы с фотографиями, смотрите, какой я был счастливый, когда фотограф заставил меня улыбнуться. Либо мы считаем богатством то, что еще не случилось, свое будущее, свои мечты. Посмотрите, как наш человек празднует Новый год, он три месяца мечтает о Новом годе, затем три минуты празднует и еще три месяца об этом вспоминает. Вот в чем проблема, мы все время находимся в бедности, потому что наши богатства либо в прошлом, либо в будущем, мы станем богатыми только тогда, когда поймем, что богатство в настоящем, в нашем сегодняшнем дне, в тех ситуациях, которые произошли со мной именно сегодня. Это и есть задача йоги, переместить наше сознание в настоящее и сделать нас богатыми, то есть обладающими временем, а время в этом мире представляет Бога.
И сегодня я расскажу вам известную астрологическую историю о самом великом астрологе Индии, которого звали Вараха Михира. Это был не простой астролог, он входил в нава-ратну или, так называемые, девять драгоценных камней при царском дворце. Этот царь, его звали Викрамадитья жил довольно давно, около 2000 лет назад, но был настолько великим и известным, что некоторые календари до сих пор ведут отсчет от его дня рождения, это календари по типу Викрама. И этот царь содержал при своем дворе нава-ратну — девять великих специалистов мира. В этом списке был великий повар, великий врач, великий музыкант, великий йог, великий политик и, как вы догадались, был и великий астролог. Раньше богатством царя считались великие люди, великие специалисты, которых ни за какие деньги не купишь. Теперь на первом месте деньги и власть, поэтому люди легко уезжают из своих стран, и страна превращается просто в границы на карте, а люди, как самая большая ценность страны уже никого не интересуют. То же самое и на предприятиях, директора ищут возможность побольше заработать, а настоящая ценность — это команда, которая может складываться годами, а то и десятилетиями.
И этот великий астролог был знаменит своими глубочайшими астрологическими произведениями, которые до сих пор считаются бестселлерами. До сих пор астрологи изучают его произведения, как самые точные и глубокие. Но самое интересное было то, как Вараха Михира, собственно говоря, получил свое имя, а точнее даже не имя, а свой титул. Этот титул дал ему сам царь, вместе со своей короной, на которой был изображен вепрь. Вепрь на санскрите — вараха. Поэтому и титул назывался вараха-михира, или тот, кому царь отдал свою корону. Сейчас титулов особенно нет, потому что нет и великих достижений. Это произошло от того что стали исчезать династии. Титулом можно наградить того, кто прославил свою династию, вывел её на новый уровень мастерства. А теперь династий нет, нет и титулов, нет и достижений, нет и качества. В наше время все некачественно. А нет качества, нет и милости Бога, а когда Бог не доволен, нет и богатства…