- Воспоминания
Знакомые нескольким поколениям читателей по самиздату сочинения религиозного писателя Сергея Иосифовича Фуделя, испытавшего многолетние гонения в годы советской власти, не остались лишь памятниками ушедшей самиздатской эпохи и переиздаются сегодня на разных языках в разных странах. Для многих встреча с книгами Фуделя стала поворотным событием в жизни, побудив к следованию за Христом. В этой книге присутствуют все главные темы его творчества - размышления о присутствии Бога, познаваемом в людях и в живоносных словах, о следах святых на земле живых, о святой и непобедимой Церкви. Фудель писал книги заведомо непечатаемые. Не говоря о том, что могли сделать с человеком в СССР за такие книги. Однако очень скоро они становятся самиздатскими бестселлерами, огромное множество людей обретают веру благодаря им. Книги Фуделя отличаются подлинной церковностью, следованием святоотеческому духу. Эту евангельскую и святоотеческую подлинность дал Фуделю его исповеднический опыт. Его книги - не академическое богословие, а живое слово ученика Христова, принявшего Его крест. Доступными для современником, крайне живыми книги Фуделя делают его необыкновенная культура, ведь он представитель Серебряного Века. Фудель взял от расцвета русской культуры начала XX века всё лучшее, избегнув её соблазнов...
- Не любящий брата пребывает в смерти...
“Не любящий брата пребывает в смерти” (1 Ин. 3, 14), а значит, пока “не любит”, он не пребывает в Церкви, так как “Церковь Бога Живаго” и смерть – несовместимы.
Митр. Антоний (Блюм) пишет: “Где нет любви – нет и Церкви, есть только видимость, обман, который отталкивает людей.
- Природа любви непостижима...
Природа любви непостижима, как природа божественная, но одно мы знаем, что если есть гордость, то значит нет любви, что любовь есть смиренное забвение о себе, что она есть отдача себя для других: для Бога и детей Божиих.
Грех же, наоборот, есть “память о себе” и забвение других, самоутверждение и самоугождение, грубо-физическое или тонко-душевное. Поэтому все грехи есть большой или малый отказ от любви, большая или малая гордость.
- Часть 1. Путь Отцов
Православие (Олег Шкловский)
Невозможно отрицать, что духовная жизнь современного человека очень трудна, и эта трудность в том, что мы, слабые и рассеянные люди, призываемся какой-то неумолимой закономерностью духовной эпохи сохранять в окружающем мире постоянную память Божию. Конечно, всегда было опасно думать, что память о Боге должна быть только во время стояния в Церкви. Молитвы всегда должны были звучать в душе: и в церкви, и дома, и на улице. В том и заключается узкий путь христианства, что о Боге надо помнить всегда. Эта глубокая и необыкновенно интересная книга Сергея Фуделя, построенная на Божественном учении святых отцов, поведет читателя по неведомому суетному миру "пути непрекращающегося христианства"...
- Чтобы положить основание любви, надо начать с жертвы...
Вот почему надо писать о любви и не-любви, о святости и не-святости. Здесь узел духовного бытия.
Но писать о любви — значит, прежде всего писать о смирении, точнее говоря, – о смирении любви, так как “любовь не ищет своего”, но забывает о “своем” и отдает “свое” в смирении. Только смирение может о себе забыть. Смирение есть сама природа отдающей себя, жертвующей собою любви.
“Чтобы положить основание любви, надо начать с жертвы”, – так “святоотечески” сказал военный летчик Экзюпери.
Смирение и есть “жертва”: “Жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит”.