Парафразы на неизменяемую темуПарафразы на неизменяемую тему (коллективное сочинение Лядова, Римского-Корсакова, Бородина и Кюи).
Музыкальная шутка, написанная на неизменяемую тему так называемой «котлетной польки» (А. П. Бородин), или, как ее еще называли в балакиревском кружке,— «та-ти-та-ти», посвящалась маленьким пианистам, способным сыграть тему одним пальцем каждой руки. В окончательном варианте «Парафразы» состояли из 24 вариаций и 15 маленьких пьес. На тему, которую мог сыграть любой ребенок одним пальцем, композиторы с замечательной изобретательностью и неподдельным юмором написали целую серию танцев (вальсы, менуэты, польки, галопы, жиги, тарантеллы), а также «Колыбельную песнь», «Трезвон» и несколько других пьес. Весь цикл завершается праздничным «Торжественным шествием» Лядова. Кюи в этом сочинении принадлежит «Вальс», который, по словам Стасова, «искрится, как шампанское, и увлекает своею страстностью».
«Парафразы» получились настолько удачными и оригинальными, что сразу привлекли внимание Листа, как только он познакомился с этой музыкой. Обращаясь с письмом от 15 июня 1879 года к авторам цикла, Лист писал: «В форме шутки вы создали произведение огромного достоинства. Меня очаровали ваши „Парафразы"... Вот наконец замечательный свод науки, гармонии, контрапункта, ритма, фигурационного стиля и того, что по-немецки называется „Formenlehre"— учением о форме. Я охотно предложу профессорам композиции консерваторий Европы и Америки принять ваши „Парафразы" как практическое руководство в их преподавании. Уже на первой странице вариации II и III — настоящие драгоценности; не менее ценны и следующие номера, до „Комической фуги" и „Шествия", которые со славой венчают произведение. Благодарю вас, господа, за доставленное мне наслаждение...» Заканчивая свое письмо, Лист подчеркнул: «Мои симпатии и глубокое уважение, которое я к вам питаю, длятся много лет».
Листу настолько пришлось по душе это произведение, что он прислал свою небольшую вариацию на ту же тему, которая вошла в цикл и была издана в факсимильном воспроизведении.
1(а).- 24 вариации и Финал (Кюи, Лядов, Рим.-Корсаков); 1(б).Прелюдия (Лист); 2.Полька (Бородин); 3.Похоронный марш (Бородин); 4.Вальс (Лядов); 5.Колыбельная (Рим.-Корсаков); 6.Галоп (Лядов); 7.Жига (Лядов); 8.Фугетта на тему BACH (Рим.-Корсаков); 9.Тарантелла (Рим.-Корсаков); 10.Менуэт (Рим.-Корсаков); 11.Вальс (Кюи); 12.Реквием (Бородин); 13.Трезвон (Рим.-Корсаков); 14.Мазурка (Бородин); 15.Комическая фуга (Рим.-Корсаков); 16.Шествие (Лядов).