Ложные заключения из полезности. – Если доказали высшую полезность вещи, то этим еще не сделали ни одного шага для объяснения ее происхождения: т.е. полезность вещи не говорит еще о необходимости ее существования. Но до сих пор господствовало именно такое превратное суждение – и даже в области самой строгой науки. В астрономии полезность спутников (мнимую) выдали за конечную цель их происхождения, именно, чтобы восполнить каким-нибудь путем свет, ослабленный большим расстоянием от солнца., и чтобы жителям планет не было недостатка в свете. Стоит только вспомнить заключения Колумба: земля сотворена для людей; следовательно, если есть земля, она должна быть заселена. “Возможно ли, чтобы солнце светило даром, и чтобы ночные караулы звезд расточались без пользы на непроходимых морях и безлюдных землях?”
Влечения, преобразованные моральными суждениями. – Одна и та же склонность развивается в томительное чувство трусости под впечатлением порицания, которым клеймят это чувство обычаи; или в приятное чувство смирения, если нравы, как например, христианские, называют его хорошим: т.е. все дело зависит от того, чиста или не чиста бывает совесть. Сама по себе интересующая нас склонность, как и всякая склонность, не имеет ни этого, ни вообще какого-нибудь морального характера или имени, ни даже определенного сопровождающего ощущения удовольствия или неудовольствия – все это она приобретает только впоследствии, как свою вторую природу, когда она вступает в соприкосновение со склонностями, которых окрестили уже именем хороших или дурных, или когда она является качеством существ, моральная оценка которых уже установлена народом. Так, древние греки понимали зависть иначе, чем мы: Гезиод причисляет ее к действиям доброй, благодетельной Эрис, и для них не казалось предосудительным представлять своих богов завистливыми. И это вполне понятно для этой эпохи, душою которой была борьба; а борьба пользовалась тогда высокой оценкой.
Точно так же древние греки понимали надежду иначе, чем мы: им казалась она слепой и коварной. Гезиод говорит о ней в одной басне и притом так странно, так как его рассказ находится в диаметральном противоречии с современным духом, который научился под влиянием христианства видеть в надежде добродетель.
Иудеи понимали гнев иначе, чем мы, и называли его священным; мрачное величие гневного человека представлялось им стоящим на такой высоте, какую европеец не может представить себе: своего гневного Иегову они создали по своим гневным пророкам.
Оценка созерцательной жизни. – Мы. люди созерцательной жизни, не должны забывать, сколько зла и несчастий принесло созерцание людям активной жизни. Во-первых, брамины, например, ставили своею целью постоянно затруднять жизнь практическим людям и отбивать у них, насколько возможно, энергию к деятельности. Во-вторых, художники; они всегда были людьми нетерпеливыми, капризными, завистливыми, склонными к насилию, беспокойными: такое впечатление, получаемое от них, уменьшает возвышающее и просветляющее впечатление, получаемое от их произведений. В-третьих: философы, совмещающие в себе и религиозную и художественную созерцательную жизнь, рядом с которыми имеет место третья – диалектическая созерцательная жизнь, страсть к доказательствам; они производили на мир тако6 же влияние как и первые два рода людей, предававшихся созерцательной жизни, и своей диалектической страстью делали людей нерешительными. В-четвертых, мыслители и ученые; они редко искали влияния на людей, чаще закапывались они тихо в свои кротовые норы; часто они служили не предметом досады и нерасположения, а предметом насмешек, и этим против своей воли доставляли облегчение людям активной жизни. Наконец, теперь наука сделалась полезной для всех, и если ради этой пользы очень многие, предназначенные к активной жизни, пошли по пути науки в поте лица своего и не без проклятий, то за это зло на ученых и мыслителей не падает никакой вины: это самоистязание. False conclusions from the utility. - If you have proven the usefulness of the big things, it has not made a single step to explain its origin: that is, the usefulness of things not yet said about the necessity of its existence. But until now dominated it is a false proposition - and even in the most rigorous science. In astronomy satellites utility (imaginary) issued for the ultimate goal of their origin, that is, to make up some by the light weakened a large distance from the sun., And to the inhabitants of the planets was no shortage of light. One has only to recall the conclusion of Columbus: the land made for men; therefore, if there is land, it should be settled. "Is it possible that the sun was shining in vain, and that night the guards stars lavished uselessly on impassable seas and uninhabited lands?"
Attraction converted moral judgments. - The same tendency is developing in the oppressive feeling of cowardice under the influence of censure, which brand is the sense of customs; or in the pleasant feeling of humility, if you like, such as a Christian, call it good: ie, the whole thing depends on how clean or not clean conscience is. By itself, we are interested in addiction, like any addiction, has neither this, nor even any moral character or a name, or even a specific accompanying sensations of pleasure or pain - all that she gets only later, as his second nature, as it comes into contact with the inclinations, which has been dubbed the name of good or bad, or if it is a quality of beings, moral assessment which has already been installed by the people. Thus, the ancient Greeks understood envy differently than we do: Hesiod reckons her to act good, beneficent Eris, and did not seem reprehensible to represent their gods jealous for them. And it is quite clear to this era, which was the soul of the struggle; and then struggle enjoyed high evaluation.
In the same way the ancient Greeks understood the hope differently than we do: it seemed she was blind and insidious. Hesiod says about it in a fable, and, moreover, is so strange, because his story is in diametrical contradiction with the modern spirit, who learned under the influence of Christianity in the hope of seeing a virtue.
Jews understood the anger differently than we do, and called it holy; gloomy grandeur of the angry man it seemed worthwhile at this altitude, which Europeans can not imagine: his wrathful Jehovah, they have created by their angry prophets.
Evaluation of the contemplative life. - We. People contemplative life, must not forget how much evil and misery brought people to the contemplation of an active life. Firstly, the Brahmins, for example, placed his order to constantly hinder the practical life of people, and beat them as much as possible to the energy business. Secondly, artists; they have always been people impatient, moody, jealous, prone to violence, restless: the impression received from them, reduces the uplifting and clarifying the impression received from their works. Third: philosophers, combining art and religious and contemplative life, next to which there is a third - dialectical contemplative life, a passion for the evidence; they produced the world tako6 same effect as the first two kinds of people who indulge in contemplative life, and his dialectical passion made people hesitant. Fourth, thinkers and scientists; they rarely sought to influence people, often they were buried quietly in their wormholes; often they were not the subject of anger and dislike and ridicule, and this against his will brought relief to people active life. Finally, now science became useful for everyone, and if for the sake of good many are designed for the active life, followed the path of science in the sweat of his brow and with curses, then for this evil to scientists and thinkers falls no cause: this self-torture .