АБВ
911pesni
  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Ю
  • Я
  • A
  • B
  • C
  • D
  • E
  • F
  • G
  • H
  • I
  • J
  • K
  • L
  • M
  • N
  • O
  • P
  • Q
  • R
  • S
  • T
  • U
  • V
  • W
  • X
  • Y
  • Z
  • #
  • Текст песни Arzamas - Диссиденты в СССР. Эпизод 2. Чем опасен самиздат

    Исполнитель: Arzamas
    Название песни: Диссиденты в СССР. Эпизод 2. Чем опасен самиздат
    Дата добавления: 16.07.2020 | 18:08:05
    Просмотров: 5
    0 чел. считают текст песни верным
    0 чел. считают текст песни неверным
    Здесь расположен текст песни Arzamas - Диссиденты в СССР. Эпизод 2. Чем опасен самиздат, перевод и видео.
    Слово «диссидент» часто связывают со словом «самиздат». Что такое самиздат? Слово это придумал в середине 1940-х годов поэт Николай Глазков, который делал машинописные сборники своих стихов и снизу печатал на них «сам-себя-издат». Эта игра понравилась, и в литературных кругах это слово очень быстро редуцировалось до «самиздат» по аналогии с «Госиздатом».

    Мне кажется, здесь нам надо остановиться на одном сюжете и на одной фигуре. Сюжет называется «поэтический альманах „Синтаксис“», а человек — Александр Гинзбург. Что побудило молодого начинающего журналиста, сотрудника газеты «Московский комсомолец» начать собирать современную поэзию, испытывающую трудности с официальной публикацией? Окуджава, Ахмадулина, Холин, Сапгир, Аронов и другие поэты были довольно известны в московских литературных кругах, но почти не печатались. Сейчас уже трудно понять, почему это сразу стало криминалом, но тогда это было абсолютно объяснимо, потому что молодой журналист противопоставил себя официальному книгоизданию.

    У меня есть подозрение, на какой опыт опирался Александр Гинзбург. Прежде всего на опыт культурной независимости так называемой Лианозовской группы художников и писателей, в которой он был завсегдатаем. Лианозовцы не стремились выставляться на официальных выставках, пробивая разрешение через МОСХ 

    , а довольствовались выставками на собственных квартирах и в собственных мастерских, куда приглашали своих знакомых, где бывала вся Москва. И также они довольствовались хождением своих вербальных произведений вот в этом кругу.

    Гинзбург стал составлять поэтические альманахи под названием «Синтаксис»: первый, второй, начал готовить третий и четвертый. И тут советская власть не выдержала и его арестовала. Вначале ему вменяли антисоветскую пропаганду. Но как можно проводить антисоветскую пропаганду с помощью лирики Ахмадулиной, например? Или стихов Сапгира? Довольно сложно.

    Кончилось тем, что дело по антисоветской пропаганде прекратили, а вменили ему уголовный проступок и дали два года. Это было очень натянутое обвинение: его посадили за то, что он пошел сдавать экзамен за товарища, переклеив фотографию на удостоверении. Два года — максимум по статье «Подделка документов». Ясно было, что на самом деле его посадили за «Синтаксис». Это было в 1960 году, а «Синтаксис» он начал издавать в 1959-м.

    Борьба за свободу в 1950-е шла разными путями. Она шла изнутри системы, откуда впоследствии появились шестидесятники, раздвинувшие границы дозволенного. Она велась и в политическом подполье. А это был третий путь, который не приходил в голову ни подпольщикам, ни будущим шестидесятникам — просто не обращать внимания на не выраженные явно, но подразумеваемые запреты.

    Отсидев свой срок и вернувшись в Москву, Гинзбург отреагировал на один из самых громких политических процессов 1960-х — на процесс по делу писателей Синявского и Даниэля, опубликовавшихся за рубежом. Он собрал все ходившие по рукам отклики на этот процесс в один сборник и назвал его «Белой книгой». Она была опубликована на Западе. В 1967 году Гинзбурга вновь арестовали, уже за антисоветскую пропаганду, и дали пять лет лагерей.

    Он отсидел от звонка до звонка, вышел на свободу в начале 1972-го и попал в уже возникшее диссидентское сообщество. Дружил с Александром Солженицыным, который, уезжая за границу, попросил его стать распорядителем организованного им Общественного фонда помощи политическим заключенным и их семьям. Гинзбург был первым распорядителем этого фонда — одной из самых интересных, разветвленных и активных диссидентских организаций. А в 1976 году он вошел в первую профессиональную правозащитную организацию — Московскую Хельсинкскую группу. Кончилось это тем, что в 1977-м Гинзбурга опять арестовали. В 1978-м его осудили, а в 1979-м вместе с группой других диссидентов обменяли на советских шпионов, и он оказался за границей. Работал сначала директором Русского культурного центра во Франции, потом в газете «Русская мысль», после увольнения ушел на пенсию. Умер в 2002 году.

    Этот третий путь — не бороться, а игнорировать — типично диссидентский путь. Я думаю, что Александр Ильич Гинзбург был одним из его первопроходцев. 
    He served time from call to call, was released at the beginning of 1972 and ended up in an already emerging dissident community. He was friends with Alexander Solzhenitsyn, who, leaving abroad, asked him to become the manager of the Public Fund for Assistance to Political Prisoners and Their Families, organized by him. Ginzburg was the first manager of this fund - one of the most interesting, ramified and active dissident organizations. And in 1976 he joined the first professional human rights organization - the Moscow Helsinki Group. It ended with the fact that in 1977 Ginzburg was again arrested. In 1978, he was convicted, and in 1979, along with a group of other dissidents, he was exchanged for Soviet spies, and he ended up abroad. He worked first as director of the Russian Cultural Center in France, then in the newspaper "Russian Thought", after his dismissal he retired. He died in 2002.

    This third path — not to fight, but to ignore — is a typically dissident path. I think that Alexander Ilyich Ginzburg was one of his pioneers.

    Скачать

    О чем песня Arzamas - Диссиденты в СССР. Эпизод 2. Чем опасен самиздат?

    Отправить
    Верный ли текст песни?
    ДаНет