Квантовый Механизм«Двухаспектный подход» как философское основание для сопоставления физического и субъективного. Ранее, в работе «Материя и субъективность» [4], нами было показано, что гипотеза о «квантовом сознании» вполне корректна с философской точки зрения. Философским основанием для отождествления сознания с квантовым компьютером может служить так называемый «двухаспектный подход» к решению психофизической проблемы, предложенный еще в середине XIX в. Г.Т. Фехнером. Основную идею «двухаспектого подхода» можно кратко сформулировать следующим образом. Наш внутренний мир, т.е. психическое, как оно дано нам «изнутри», субъективно – в виде совокупности «непосредственно данного» или «переживаемого», и по крайней мере некоторая часть мозга суть одно и то же. Различие между «психическим» и «материей» – это различие лишь в точке зрения. В первом случае это точка зрения «самого субъекта» – носителя данного «внутреннего мира», а во втором – это точка зрения «внешнего наблюдателя». Материя и сознание соотносятся, таким образом, как «внутреннее» и «внешнее», т. е. как бытие, “каким оно существует само по себе”, и его восприятие извне – «проекция» на сознание другого субъекта. Материя, с этой позиции, есть лишь восприятие иной субъективности, и, следовательно, фундаментальным является не разделение бытия на материю и сознание, а различение между Я и не-Я.
ритуалКогда я был юношей и в одиночестве путешествовал по горам, направляясь к Востоку, который живущие в тех краях люди называют "Масшу", я случайно нашел серую скалу, на которой были вырезаны три странных знака. Скала эта была высотой в рост человека и обхватом в туловище быка. Она крепко вросла в землю, и я не смог сдвинуть ее с места. Сочтя эти знаки надписью какого-то старинного царя, которую он оставил на камне после победы над врагом, я развел костер у подножия скалы, чтобы защититься от блуждавших поблизости волков, и лег спать, ибо уже наступила ночь, а я был далеко от своей родной деревни, Бет Дуррабиа. Приблизительно за три часа до рассвета, 19-го числа месяца Шабату, я проснулся от воя собаки или волка, необычного громкого и звучавшего очень близко. Костер догорел, лишь едва тлеющие красноватые угольки отбрасывали пляшущие тени на скалу с тремя загадочными знаками. Я поспешно принялся разводить новый костер, но тут серый камень стал медленно подниматься в воздух, словно взлетающий голубь. От ужаса, пронзившего мой позвоночник и стиснувшего холодными пальцам череп, я был не в силах ни пошевелиться, ни проговорить слова. Я был бы меньше потрясен, когда бы предо мной предстал сам Азуг-бел-йа!
Затем я услышал откуда-то издали тихий голос, и мною овладел уже более земной страх перед разбойниками. Я упал на землю и притаился в высокой траве, весь дрожа. К первому голосу присоединился другой, и вскоре к тому месту, где я спрятался, подошли несколько человек в черных одеждах воров. Они окружили парящую скалу, не выказав перед ней ни малейшего страха. Теперь я мог ясно различить, что три странных знака на камне светились красным пламенем, словно внутри скалы горел огонь. Незнакомцы неразборчиво бормотали хором какую-то молитву или заклинание, из которой я сумел расслышать лишь несколько слов, да и те были на незнакомом языке; да смилостивится Ану над моей душой! теперь эти ритуалы мне знакомы.
Люди, чьих лиц я не мог ни различить, ни узнать, начали бешено размахивать ятаганами, мерцавшими в сумерках горной ночи пронзительным, холодным блеском.
Затем из-под парящей в воздухе скалы, прямо из-под земли, где она прежде стояла, показался поднимающийся змеиный хвост. Я еще никогда не видел такой огромной змеи! Самая тонкая часть ее тела была толщиной в два обхвата, и когда она появилась из-под земли, за ней последовала другая, хотя первой еще не было видно конца, ибо она, казалось, доходила до самого Ада. Затем появились другие, и вот уже земля задрожала от множества извивающихся щупалец. Пение жрецов (ибо теперь я уже понял, что они были служителями некоей тайной Силы) стало гораздо громче.