Gnomus (лат. Гном). Ми-бемоль минор. На не сохранившемся эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов («щелкунчик») в виде карлика на кривых ножках. Изначально неподвижная фигурка гнома у Мусоргского оживает. Динамичная пьеса передаёт изломанными ритмом и поворотами мелодии ужимки крадущегося гнома, слушатель «наблюдает», как он перебегает с места на место и замирает. Выбранная тональность ми-бемоль минор — достаточно мрачная, но неустойчивая гармония и короткие форшлаги в окончаниях фраз придают музыке «игрушечный» оттенок, отодвигая трагическое в сферу сказочности. В средней части, выражающей более глубинную характеристику персонажа, гном, по одной из трактовок, будто останавливается и начинает размышлять (напряжённая «раскачка» басов) или просто пытается отдохнуть, время от времени будто пугаясь, заподозрив опасность (повторение ломаных фраз из первой части). Каждая попытка спокойной остановки завершается пугано-тревожным пассажем. Наконец — гном так и не нашёл покоя — средняя часть переходит в громкую (фортиссимо) кульминацию — хроматически нисходящую линию, трагически звучащую и передающую страдание и отчаяние. Затем возвращается (в некотором отдалении) тема первой части, и в конце она «сдувается» быстрым пассажем, уносящим с собой впечатления от гнома. (Promenade), ля-бемоль мажор — интермедия звучит, уже в других регистрах и с новой гармонией, тихо и задумчиво, создавая переход к следующей картине. Gnomus (lat.Gnome). E flat minor. On a non-preserved sketch of Hartmann, a Christmas tree toy was drawn depicting tongs for chopping nuts (a “nutcracker”) in the form of a dwarf on crooked legs. Initially, the immovable figure of the gnome at Mussorgsky comes to life. A dynamic play conveys, with broken rhythm and twists, the melodies of the creeps of a creeping gnome, the listener “watches” how he runs from place to place and freezes. The chosen key in E flat minor is a rather gloomy, but unstable harmony and short foreshorts at the end of the phrases give the music a “toy” hue, pushing the tragic into the realm of fabulousness. In the middle part, which expresses a deeper characterization of the character, the gnome, according to one of the interpretations, seems to stop and start to ponder (tense "buildup" of basses) or just try to relax, from time to time as if frightened, suspecting danger (repeating broken phrases from the first part) . Each attempt at a quiet stop ends with a frighteningly disturbing passage. Finally - the dwarf never found peace - the middle part passes into a loud (fortissimo) climax - a chromatically descending line that tragically sounds and conveys suffering and despair. Then the theme of the first part returns (at some distance), and in the end it is "blown away" by a quick passage, taking away the impressions of the gnome. (Promenade), in A flat major - the sideshow sounds already in other registers and with a new harmony, quietly and thoughtfully, creating a transition to the next picture.