- Gnomus
Gnomus (лат. Гном). Ми-бемоль минор. На не сохранившемся эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов («щелкунчик») в виде карлика на кривых ножках. Изначально неподвижная фигурка гнома у Мусоргского оживает. Динамичная пьеса передаёт изломанными ритмом и поворотами мелодии ужимки крадущегося гнома, слушатель «наблюдает», как он перебегает с места на место и замирает. Выбранная тональность ми-бемоль минор — достаточно мрачная, но неустойчивая гармония и короткие форшлаги в окончаниях фраз придают музыке «игрушечный» оттенок, отодвигая трагическое в сферу сказочности.
В средней части, выражающей более глубинную характеристику персонажа, гном, по одной из трактовок, будто останавливается и начинает размышлять (напряжённая «раскачка» басов) или просто пытается отдохнуть, время от времени будто пугаясь, заподозрив опасность (повторение ломаных фраз из первой части). Каждая попытка спокойной остановки завершается пугано-тревожным пассажем. Наконец — гном так и не нашёл покоя — средняя часть переходит в громкую (фортиссимо) кульминацию — хроматически нисходящую линию, трагически звучащую и передающую страдание и отчаяние.
Затем возвращается (в некотором отдалении) тема первой части, и в конце она «сдувается» быстрым пассажем, уносящим с собой впечатления от гнома.
(Promenade), ля-бемоль мажор — интермедия звучит, уже в других регистрах и с новой гармонией, тихо и задумчиво, создавая переход к следующей картине.
- Promenade
«Картинки с выставки» — цикл фортепианных пьес русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Написан в 1874 году в память о друге Мусоргского, художнике и архитекторе Викторе Гартмане.
Пьесы
«Картинки с выставки» — яркий образец программной музыки со своими особенностями. В ней оригинальным образом сочетаются картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой и образами прошлого. Пьесы-«картины» связываются между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей проход Мусоргского («моя физиономия в интермедах видна») по галерее и переход от картины к картине. Такие тематика и построение цикла являются уникальными в классической музыкальной литературе.
Мусоргский, по отзывам современников, был прекрасным пианистом, буквально завораживал слушателей, садясь за инструмент, и мог изобразить что угодно. Однако, инструментальной музыки он сочинял сравнительно мало, более всего его привлекала опера. Оперное мышление проникло и в «Картинки», и они воспринимаются как музыкальный «театр одного актёра». С помощью одного лишь фортепиано автор применяет выработанные им приёмы интонационной драматургии, динамизирует образное развитие музыки смелыми противопоставлениями, внезапными контрастами, неожиданными тематическими трансформациями[11]. Мусоргский ставит задачу создания психологического портрета, проникновения в глубину своих персонажей, что принципиально отличает его работу от простых зарисовок Гартмана.
Автор давал названия пьесам на том или ином языке в зависимости от тематики; для каждой пьесы существуют также и устоявшиеся русские названия.
- Картинки с выставки
Promenade (фр. Прогулка),
#1. Gnomus (лат. Гном),
Promenade,
#2. II Vecchio castello (итал. Старый замок),
Promenade,
#3. Tuileries. Dispute d’enfants après jeux (фр. Тюильрийский сад. Ссора детей после игры),
#4. Bydlo (польск. Быдло),
Promenade,
- Песни и пляски смерти - 1. Колыбельная
Колыбельная
посвящается
Анне Яковлевне Воробьевой-Петровой
Стонет ребенок. Свеча, нагорая
тускло мерцает кругом.
Целую ночь, колыбельку качая,
- Песни и Пляски Смерти - 2. Серенада
Цикл «Песни и пляски смерти» был задуман как ряд сюжетов, показывающих смерть самых различных по своему социальному положению людей. Мусоргский, однако, завершил всего четыре. Это уже не просто зарисовки, а настоящие музыкальные драмы. Композитор одушевляет Смерть и поручает ей роль главного действующего лица, внося фантастический элемент в произведение. Для характеристики коварного облика Смерти он использует определенные музыкальные жанры – колыбельную, серенаду, пляску и гимн-марш. Но в обрисовке Смерти эти жанры приобретают грубоватые, холодные оттенки. В «Песнях и плясках смерти» Мусоргский достигает небывалой силы выражения и психологической глубины, что позволяет считать этот цикл вершиной его камерного вокального творчества.
- Песни и Пляски Смерти - 3. Трепак
Арсений Голенищев-Кутузов
2. Трепак
Лес да поляны. Безлюдье кругом,
Вьюга и плачет, и стонет,
Чудится, будто во мраке ночном
- Песни и Пляски Смерти, Полководец
Грохочет битва, блещут брони,
Орудья жадные ревут,
Бегут полки, несутся кони,
И реки красные текут.
Пылает полдень, люди бьются!
Склонилось солнце, бой сильней!
Закат бледнее, но дерутся
Враги всё яростней и злей.
- Победихом, посрамихом...
Вдали чуть слышно пение черноряжцев. Голицын и Хованский прислушиваются.)
ЧЕРНОРЯЖЦЫ..
Победихом, посрамихом, пререкохом,
Пререкохом и препрехом ересь...
ДОСИФЕЙ.
Пребудьте немы и внемлите доблим сим, в путь господа грядущим.
- Прогулка
Тема повторяется на протяжении сюиты несколько раз. Она напоминает русские народные распевы: мелодия начинается одним голосом («запевалой») и подхватывается «хором». В самой мелодии использован характерный для народных песен пятиступенный лад без полутонов — пентатоника, звучит она в диапазоне невысокого женского голоса, будто имитируя народную манеру пения. У пьесы переменный размер — 5/4 и 6/4 через такт, свободный ритм распева «не вписывается» в схему ритмических рисунков западной классической музыки — но и переменный размер весьма приблизительно отражает чередование сильных и слабых долей: начала мелодических фраз попадают каждый раз на разные доли такта. Всё в этой пьесе — мелодия, тональность, ритм, темп — работает на создание ощущения света, простора и душевной чистоты.
В этой теме Мусоргский одновременно изобразил и самого себя. Мелодическая линия в большинстве интермедий играется тяжеловесно, в чём иногда усматривают имитацию походки автора.