ValsaГоворят, что португальская гитара обладает уникальным звуком, а рецепт ее изготовления остается секретом, который передается от отца к сыну из поколения в поколение. Голос «саудаде», гитара почти оказалась, было, на грани исчезновения, но ей удалось не только выжить, а даже стать культовым инструментом, избранным виртуозами классической музыки и исполнителями фаду.
Карлуш Паредеш, португальский гитарист, который буквально влюбился в этот инструмент, сказал как-то, что «...гитарист должен полностью поглощать, впитывать в себя гитару, для того, чтобы извлечь из нее звук... Сначала отец научил меня извлекать сильные, громкие звуки из гитары...»
Эрнешту Вейга де Оливейра, посвятивший жизнь изучению португальского фольклора, определяет этот тип гитары как «струнный инструмент с грушевидным корпусом, который сужается ближе к параллельному и плоскому грифу». Основная часть корпуса круглой формы с шестью металлическими струнами. У первых гитар было только 10 струн - 4 сдвоенных и две одинарные. В настоящее время все струны сдвоенные и иногда бывает, что три последние струны - строенные. Вейга де Оливейра детально изучил историю происхождения гитары и внес значительный вклад в распространение инструмента в Португалии, пытаясь, наконец, привести к согласию академиков и музыковедов, мнения которых разделились, и одни считают, что португальская гитара имеет арабские корни, а другие имеют склонность утверждать об ее английском происхождении.
Оливейра согласился с последней версией, придя к заключению, что португальская гитара, по всей вероятности, представляет собой результат таинственного проникновения в 18 веке в лузитанскую культуру лиры английской гитары 17 столетия, приспособленной к собственному вокальному жанру и совершенно чуждой фольклору, что привело к рождению фаду.